Главная - Китай
«У всех лопнуло терпение. Крушение «Боинга» в Эфиопии: Правда ли, что США испытывают новейшие самолеты в странах третьего мира Боинг 737 800 индонезия причины крушения

10 марта в Эфиопии потерпел крушение самолет компании Boeing 737 MAX 8 - это вторая за полгода авиакатастрофа с участием одной и той же модели американской корпорации. В обоих случаях погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Причиной крушения в Индонезии стали проблемы в новой системе управления судном, что случилось в Эфиопии - неизвестно, расследование продолжается. Эксперты и работники авиационной отрасли усматривают связь между двумя событиями. Именно поэтому до конца расследования и выяснения причин крушения страны ЕС, Азии и Африки закрыли свое воздушное пространство или приостановили полеты этой модели. «Новая газета» рассказывает, что произошло с момента трагедии.

Что произошло?

10 марта около 8:44 по мск в Эфиопии самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби. Проблемы с управлением лайнер начал испытывать уже через две минуты после начала полета. На борту лайнера находились восемь членов экипажа и 149 пассажиров, все они погибли.

Среди жертв крушения — граждане 33 государств, в том числе Кении, Эфиопии, Канады, Италии, Китая, США, Великобритании, Франции и других. В числе погибших жена, сын и дочь депутата парламента Словакии Антона Грнка.

Этим же рейсом летели трое туристов из России. Супружеская пара Александр и Екатерина Поляковы в Сбербанке. «Они были совсем молоды, вместе учились, а последние годы работали в компании “Сбербанк Лизинг”. В Африку Екатерина и Александр поехали на отдых, который столь трагично оборвался», — сообщили в компании. Третий россиянин, Сергей Вяликов, работал инструктором по прыжкам с парашютом в Твери.


Фото: AP/TASS

Есть ли связь этой катастрофы с крушением в Индонезии?

Предварительные причины крушения в данный момент неизвестны, идет расследование. Однако эксперты отмечают схожесть катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 в Индонезии. 29 октября у побережья острова Ява упал лайнер индонезийской компании Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли.

Причиной катастрофы назвали новую компьютеризированную систему управления, в частности проблемы с отсчетом высоты и скорости. После взлета приборы командира и второго пилота стали показывать разную скорость.

Кроме того, стабилизатор самолета начал автоматически менять положение. Нос борта уводило вниз не менее 20 раз, его положение приходилось вручную каждый раз вытягивать обратно. Пилоты не смогли отключить автоматическое управление, борт перешел в пике и на большой скорости врезался в море.

Как The Wall Street Journal со ссылкой на источники, Boeing могла скрыть от авиакомпаний информацию о потенциальных рисках, связанных с новой системой контроля полетов. Собеседник газеты утверждал, что новые функции не были описаны в учебных материалах для пилотов, которые летали на последних моделях американской корпорации.

Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия?

«Безопасность является приоритетом номер один для Boeing. Мы полностью уверены в безопасности 737 MAX. Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков», — заявили в Boeing 12 марта. Накануне корпорация пообещала представить новое программное обеспечения для самолетов, чтобы сделать полет «еще более безопасным».

Власти стран, эксплуатирующие самолеты модели 737 MАХ 8, к заявлениям корпорации отнеслись скептически. Об этом свидетельствует то, что

к среде практически все государства, в авиапарках которых есть лайнеры этого типа, временно закрыли для них свое воздушное пространство.

Первым временный запрет для самолетов Boeing 737 MАХ 8 ввел Китай, который усмотрел «определенную схожесть двух катастроф», произошедших на стадии взлета лайнеров. Следом «в качестве дополнительной меры предосторожности» полеты этой модели приостановила авиакомпания Ethiopian Airlines. Позднее к «бойкоту» присоединились Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Оман.

11 марта временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX 8 ввели власти Германии, Франции, Австрии и Великобритании. К вечеру о закрытии воздушного пространства в интересах безопасности пассажиров Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) на всей территории Европы. После этого временные ограничения ввели Новая Зеландия, Фиджи, Казахстан, Индия, Турция, Ливан и Египет.


Фото: AP/TASS

Сейчас в международном воздушном пространстве находятся 38 лайнеров типа Boeing-737 Max 8. Единственными странами, которые продолжают эксплуатировать самолеты остались Канада (Air Canada, WestJet) и США (American Airlines, Southwest Airlines). Свое решение американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) объяснило тем, что до сих пор его оценка «не выявила системных проблем в функционировании» самолетов.

Несмотря на это, американские сенаторы и авиационные работники призвали власти США временно остановить полеты лайнеров по примеру других стран. Глава Boeing Деннис Мюленбург, как передавала The New York Times, лично позвонил президенту США Дональду Трампу и заверил его в безопасности самолетов.

Краткий разговор, утверждало издание, состоялся после того, как американский лидер написал в своем официальном твиттере: «Самолеты становятся слишком сложными для полета. Скорее нужны не пилоты, а компьютерные специалисты из Массачусетского технологического института».

Эксплуатирует ли Россия модель 737 MAX 8?

Boeing 737 MAX 8 используется на коммерческих рейсах с мая 2017 года и является одной из самых свежих, рассказывает независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич: «Она имеет специфические особенности в системе управления. В частности, у самолета возникали проблемы с механизмом перестановки “угла атаки” хвостового стабилизатора (это стало причиной крушения самолета в Индонезии . — «Новая». ). Если говорить в общем, то проблемы с управлением возникают тогда, когда случаются внештатные ситуации, например, из-за плохой видимости и метеоусловий».

В России самолеты этой модели эксплуатирует авиакомпания S7 Airlines, в ее парке находились два лайнера этой модели. Оба воздушных судна приостановили полеты до получения более подробной информации о причинах крушения в Эфиопии. Перевозчик сообщал, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.


Фото: AP/TASS

При этом источник Интерфакса в органах управления воздушным движением утверждал , что Россия не будет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией: «Таких распоряжений не поступало. Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется».

Как сообщало РИА Новости, ранее ряд российских авиакомпаний планировали приобрести самолеты 737 MAX 8 и после катастрофы не пересмотрели свое решение. 28 лайнеров заказала «Ютэйр», 20 — «Победа» и 14 — «Уральские авиалинии». Последняя компания заявила, что «не планирует отказываться от заказов», стоимость которых составила больше 1,5 млрд долларов.

Как крушение повлияло на репутацию Boeing?

«Это была последняя капля, у всех лопнуло терпение. Индонезия прекратила полеты, потому что полгода назад у нее произошел похожий случай. Китай прекратил полеты, можно сказать, отчасти из-за конкурентной борьбы: там на массовый рынок выходит Comac C919, который работает в той же нише, что и 737 MAX 8», — рассказывает Лукашевич.

По его словам, мировой рынок гражданской авиации поделен между «двумя гигантами» Boeing и Airbus, и когда самолеты одной из компаний терпят крушение, это всегда хорошо для конкурента.

Сейчас можно ожидать увеличения заказов моделей Airbus, предполагает эксперт.

Катастрофа может повлиять на перераспределение доли Boeing и Airbus на рынке гражданской авиации, но незначительно, считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В этом он усматривает две причины: во-первых, рынок достаточно консервативен, во-вторых, замена типа базовых самолетов требует серьезных издержек. По мнению Борисова, для корпорации будет некритично восстановить 350 машин (столько Boeing поставила авиакомпаниям по состоянию на январь 2019 года «Новая». ) в случае, если расследование покажет неполадки в самолетах и если доработки не окажутся фундаментальными.


Фото: AP/TASS

«До тех пор пока не будет произведено расследование, крушение, вероятно, никак не отразится на репутации Boeing. Если выяснится, что сработал человеческий фактор, то последствий не будет, на продажах катастрофа вряд ли скажется, — рассказывает Борисов. — Люди, которые закупают лайнеры, неэмоциональные. Они смотрят на экономику и базовые показатели. Кроме того, есть публичная репутация, она существенна и долгосрочна. Сейчас все взбудоражены, но важно понять, действительно ли в том, что случилось, есть вина Boeing».

Тем не менее, по данным Американской фондовой биржи, корпорация уже понесла материальный ущерб. На следующий день после крушения акции Boeing на открытии торгов подешевели более чем на 11% — до 371,27 долларов за бумагу. По информации Bloomberg, это стало самым большим падением акций в течение дня с момента теракта в США 11 сентября 2001 года — тогда цены на бумаги рухнули на 13%. 12 марта акции поднялись на 3,6% до 384,7 долларов за бумагу.

Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.

Эта катастрофа поставила под угрозу уже заключенные Boeing контракты на поставку самолетов этой серии, ставшей самой продаваемой в истории авиаконцерна.

Boeing 737 MAX летает меньше двух лет

Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер , рассчитанный на 162-210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.

Мнение экспертов

Пока одни иностранные специалисты призывают отказаться от полетов на Boeing 737 MAX 8 до выяснения обстоятельств падения в Эфиопии, другие считают , что не стоит спешить с решениями и нужно дождаться официальных результатов расследования.

Опрошенные ТАСС российские эксперты также уверены, что прежде всего нужно дождаться официальных выводов.

По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, шумиха успокоится в течение одного-двух месяцев и вряд ли будет иметь долгосрочные последствия. Но не из-за каких-то положительных результатов расследования, а из-за уникальной дуополии Airbus и Boeing, которая сложилась на рынке. "Если у Boeing возникнут сложности, то вперед вырвется Airbus, у которого из-за этого возрастет загрузка (а значит, увеличится очередь на новые самолеты — прим. ТАСС). И когда "пыль" после катастрофы в Эфиопии уляжется, авиакомпании снова пойдут покупать Boeing, просто потому что у нее время ожидания поставки самолетов будет меньше", — подчеркнул аналитик. Действительно, производство Airbus A320neo, который остается главным конкурентом для Boeing 737 MAX, расписано на ближайшее десятилетие.

И хотя сложившаяся ситуация ставит под угрозу заказы моделей Boeing 737 MAX на общую сумму более $600 млрд, рисков долгосрочного кризиса не видят и эксперты агентства Bloomberg . Выстоять по их мнению Boeing поможет готовящееся обновление программного обеспечения, которое призвано решить проблему.

Участники рынка также объяснили острую реакцию мировой общественности фотографическим сходством двух катастроф — в Индонезии и в Эфиопии. Но подтвердить или опровергнуть ее сможет только официальная комиссия, подчеркнули эксперты.

Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли Boeing оперативно отреагировать на случившееся, отметил генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Особенно с учетом того, что по расследованию трагедии в Индонезии официальных результатов пока нет. Для Boeing крушения ее лайнеров означают колоссальные затраты еще на этапе расследования, не говоря уже о варианте, если именно компанию в итоге признают виновной в трагедиях.

Например, авиакомпания Norwegian, вынужденная остановить эксплуатацию 18 своих "восьмерок", выставить Boeing счет за это.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption

Эксперты в Индонезии, занимающиеся расследованием причин крушения лайнера авиакомпании Lion Air, в результате которого погибли все находившиеся на борту 189 человек, заявили, что по своему техническому состоянию самолет не должен был подниматься в воздух, и его следовало вывести из эксплуатации.

Предварительное расследование выявило, что в ходе предыдущих полетов на лайнере был обнаружен ряд технических неисправностей.

737 Max является новейшей моделью "Боинга 737" и считается у авиаперевозчиков одним из самых популярных лайнеров.

В предварительном отчете об авиакатастрофе содержится информация о том коротком промежутке времени, когда самолет после взлета находился в воздухе, однако, по словам следователей, это не позволяет сделать точный вывод о причинах аварии.

Что именно говорится в отчете?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption По словам представителя Национального комитета по безопасности на транспорте Нуркахио Утомо, разбившийся"Боинг" нельзя было отправлять в рейс

В Национальном комитете по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии пришли к выводу, что компания Lion Air продолжила эксплуатацию самолета несмотря на то, что в ходе предыдущих полетов уже были отмечены проблемы.

Пилоты не могли справиться с автоматической системой, предотвращающей задирание носа самолета и как результат - потерю тяги и срыв в штопор. Эта система впервые появилась именно в линейке 737 Max.

В ходе полета 29 октября автоматическая система постоянно опускала нос, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это происходило по вине неисправного датчика.

Пилоты пытались выправить положение, задирая нос, но система упорно опускала его, и так повторялось более 20 раз. Пока неясно, почему пилоты не выполнили штатную процедуру по отключению этой автоматической системы.

По словам Нуркахио Утомо, представителя Национального комитета по безопасности на транспорте страны, "еще слишком рано делать вывод о том, послужил ли сбой автоматической системы причиной аварии самолета".

"С нашей точки зрения, самолет был технически неисправен и не должен был эксплуатироваться", - заявил чиновник. Однако в отчете самого комитета такой вывод не озвучивается.

В отчете говорится, что в авиакомпании Lion Air должны изменить отношение к вопросам безопасности и обеспечить выполнение всех инструкций "с целью повысить культуру безопасности".

В документе также сказано, что перевозчик обязан добиться того, чтобы "все эксплуатационные документы должным образом заполнялись и учитывались".

Что говорят в Boeing?

В своем заявлении Boeing подчеркнула, что "глубоко опечалена" гибелью рейса Lion Air.

"Наши клиенты и их пассажиры продолжают каждый день летать на 737 Max в сотни пунктов назначения по всему миру. Мы заверяем их в том, что 737 Max надежен так же, как и любой другой из когда-либо летавших самолетов".

Там также упоминается, что из предварительных отчетов следует, что правильные действия для выравнивания носа самолета уже осуществлялись во время рейса из Денпасара за день до катастрофы.

Однако, добавляют в компании, остается неясным, выполнялись ли эти действия в ходе полета 29 октября.

В интервью Би-би-си Нуркахио Утомо поставил под сомнение заявление компании Boeing о полетных инструкциях.

"В этих инструкциях мы не обнаружили информацию по новой системе, установленной на 737 Max, касающуюся функций системы горизонтальной стабилизации", - заявил он.

В американских СМИ появились сообщения, что некоторые пилоты также жаловались, что им не предоставили информацию о разнице между последней системой стабилизации и предыдущими ее моделями.

Как разворачивалась трагедия 29 октября?

Пассажирский самолет Boeing-737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение над морем у западного побережья острова Ява вскоре после вылета из Джакарты в Панкалпинанг.

Полет должен был длиться один час. Пилоты запросили разрешения лечь на обратный курс и вернуться в аэропорт всего через несколько минут после взлета.

Следователям, выясняющим причины крушения, стало известно, что в ходе предыдущих рейсов у самолета уже отмечались проблемы с показателями высоты и скорости полета. Датчик, отвечающий за измерение угла атаки за день до катастрофы был заменен.

Бортовой самописец уже удалось поднять со дна моря, однако следователи надеются найти второй черный ящик из кабины пилотов, который мог бы предоставить больше информации о реакции летчиков на разворачивавшиеся события.

Родственики жертв авиакатастрофы уже подали иски против Boeing. Они обвиняют компанию в технических просчетах с автоматической системой безопасности.

Чем известна Lion Air?

В последние годы бюджетная авиалиния Lion Air стала важным игроком на рынке бюджетных авиаперевозок в Юго-Восточной Азии.

У этой компании, которая также управляет Batik Air и Wings Air спорный послужной список в области безопасности: у ее самолетов было больше поломок, чем у любой другой авиакомпании страны.

Очень типично для российских самолётов - падать от украинских ракет? Много уже насчитали?

Кощунством звучит упоминание про украинскую ракету после таких событий:

1 Малайзийского боинга, сбитого буком (отчёт прокуратуры Нидерландов доказывает это неопровержимо)

2 В ночь на 14 июня 2014 года, выстрелом из зенитного ракетного комплекса и длинной очередью из крупнокалиберного пулемёта был сбит военно-транспортный самолет Воздушных Сил ВС Украины Ил-76 при заходе на посадку на аэродром в Луганске. На борту Ил-76 находились 40 украинских военнослужащих и 9 членов экипажа. Все они погибли. Этим подвигом отметились вагнеровцы , в то время находившиеся в Украине. У украинской спецслужбы есть документальная информация, что часть "вагнеровцев" почти ежедневно летом 2014 года обстреливали Луганский аэропорт.

А если вспомнить историю?

1 сентября 1983 года, в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Катастрофа Boeing 707 в Карел ии

У всех сейчас на слуху катастрофа малазийского боинга над Донбассом. Менее известна, но тем не менее о ней знают, историю о том как сбили южнокорейский боинг над советским дальним Востоком 1 сентября 1983 года. Оказывается это не первый именно южнокорейский боинг сбитый над Советским Союзом. Был и еще один.

20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова над территорией СССР был сбит другой южнокорейский боинг 707, летевший по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул
20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек отклонившийся от маршрута пассажирский Boeing-707-321B (HL7429) авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс 902 - Париж-Анкоридж-Сеул.
Корейский Боинг продолжал лететь курсом на Североморск. Дмитрий Царьков, занимавший в 1978 году должность командующего 21-м корпусом ПВО СССР, докладывает Владимиру Дмитриеву, занимавшему в то время должность командующего 10-й армией ПВО СССР, что ПВО готовы сбить нарушителя. Дмитриев разрешение не дал, сказав при этом, что можем сбить свой самолёт, точная принадлежность самолета была еще не ясна. Нарушитель шёл со скоростью 15 километров в минуту (900 км/ч). В это время нарушитель пересёк границу СССР. В небо было поднято звено истребителей.
Самолет был обнаружен радарами советской системы ПВО и первоначально опознан как Boeing-747. Был приведен в боевую готовность зенитно-ракетный комплекс. На перехват был направлен истребитель Су-15ТМ ("Flegon-F") под управлением капитана А.Босова.

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того требуют правила международной организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и зажег навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку. Когда пилот перехватчика доложил о том, что нарушитель - на самом деле не 747-ый, а 707-й Boeing, командование решило, что это - самолет электронной разведки RC-135 (выпускавшийся на базе лайнера Boeing-707) и отдало приказ об уничтожении цели.

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот перехватчика в течение нескольких минут пытался убедить командование отменить приказ, так как разглядел на лайнере эмблему авиакомпании KAL и надписи иероглифами , однако после подтверждения приказа выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась,оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров.

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Пилот перехватчика также потерял в облаках поврежденный лайнер.

На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела никакой информации о судьбе и местоположении самолета.

СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых с самолета черных ящиков. Сам самолет был разобран и вывезен по частям. Корейская авиакомпания отказалась от него, чтобы не платить за эвакуацию самолета. 95 пассажиров были доставлены в Кемь, и затем в Мурманский аэропорт. 23 апреля 1978 года переданы представителям генконсульства США в Ленинграде и авиакомпании «Пан-Америкэн» и отправлены в Хельсинки. Летчик Су-15 капитан А. Босов за выполнение боевого задания награжден орденом Красной Звезды.

Командир Боинга пилот высочайшего класса Ли Чанг Хью, бывший военный лётчик сумел посадить мало управляемую 200 тонную машину на замёрзшее озеро. Это спасло жизни остальных пассажиров. Позже командир Боинга был допрошен. Он сообщил, что он воевал лётчиком истребителем ещё во Вьетнаме. Закончил воевать в звании полковника. Потом работал 10 лет в гражданской авиакомпании, причём опыт полётов по маршруту рейса 902 тоже 10 лет. С данным экипажем летает 7 лет. Крайний полёт перед этим полётом по этому маршруту был неделю назад. Погода во время полёта была хорошая. На вопрос, как Вы могли так сбиться с курса, командир ответил, что якобы отказала навигационная аппаратура.

Много лет спустя на основании рассекреченных данных черных ящиков была опубликована карта полета рейса 902, которая показывает, что самолет, проходя участок Амстердам-Анкоридж, вскоре после достижения Исландии начал плавный широкий поворот направо. Этот поворот был слишком плавным для того, чтобы его можно было произвести вручную, и объяснением может служить только неисправность навигационного оборудования.

На месте падения эфиопского Boeing-737 MAX обнаружены два черных ящика. Предстоит расшифровка причин катастрофы, которая в воскресенье, 10 марта, унесла жизни 157 человек, в том числе трех россиян.

Тем временем выясняются некоторые подробности последнего полета новейшего лайнера из Аддис-Абебы в Найроби. В воздухе он находился всего шесть минут. Набор высоты проходил крайне нестабильно. Подъем, затем снижение и вновь попытка подъема.

Предполагают, что автоматика опускала нос самолета, в то время как пилот его задирал. В итоге Boeing врезался в землю практически вертикально.

Пятью месяцами ранее разбился точно такой же Boeing, который не налетал и трех месяцев. Рейс из Джакарты. Подъем на 700 метров и резкий уход на 490. Затем набор до полутора тысяч и - падение. Выглядит как совпадение.

На месте крушения Boeing поисковая операция не прекращается ни на минуту. Найденные «черные ящики» должны пролить свет на причины катастрофы. Власти Эфиопии сформировали специальную комиссию по расследованию трагедии.

«Мы пока не можем сказать, почему произошло крушение. Выяснить все обстоятельства помогут Национальное управление по безопасности на транспорте и Федеральное авиационное управление США. Вместе с ними на место ЧП отправятся технические специалисты компании Boeing», - сообщил генеральный директор компании «Эфиопские авиалинии» Теволде Гибремариам.

Самолет был новым, Boeing-737 MAX8 - это четвертое, новейшее поколение воздушных судов. Они выполняют полеты всего-то второй год, а разбившийся эксплуатировался лишь четыре месяца. Перед падением борт набрал высоту в 2,5 километра и развил скорость до 700 километров в час. Но спустя уже шесть минут после вылета из Аддис-Абебы лайнер «Эфиопских авиалиний» пропал с радаров. Он рухнул в чистом поле, где обычно местные жители пасут скот.

«Мы бросились туда, но было так много дыма, что мало что удавалось разглядеть. А подойти ближе мы не могли. Части самолета взрывались и разлетались по полю», - вспоминает очевидец Тсегае Рета.

Одна из предварительных пока версий - подвела автоматика. На новом Boeing стоит специальная система увеличения характеристик маневрирования. Она должна защищать от неверных действий пилота. Например, опускать нос самолета, если тот сильно задран вверх. Именно это и могло привести к крушению - чем сильнее экипаж поднимал борт, тем больше система клонила его к земле. Очевидцы говорят: он вошел в землю почти вертикально. Части фюзеляжа приходится выкапывать с помощью экскаваторов.

«Если бы я проводил расследование, то обязательно поинтересовался, была ли специальная инструкция у эфиопского экипажа и проходил ли он специальное обучение. Эту новую инструкцию американские власти выпустили как раз после катастрофы под Джакартой», - отмечает бывший пилот ВВС Великобритании Мики Кэй.

Трагедия в Индонезии в октябре 2018 года произошла по похожему сценарию. Боинг той же модели - 737 MAX8 - потерпел крушение всего через 13 минут после взлета, упав в море. Погибли все 189 человек, находившиеся на борту. В ходе расследования выяснилось: автоматическая система постоянно опускала нос вниз, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это произошло по вине неисправного датчика. Экипаж более 20 раз пытался выправить положение, но так и не смог отключить автоматику.

«Где-то алогизм работы самой программы и самих действий пилота, и автомата, наверное, не совпадает. И вот они друг друга не понимают полностью. Так, как надо. И результат получается - нештатная ситуация. Дальше она перерастает в аварийную, поскольку дефицит времени очень большой. И приводит к таким катастрофическим последствиям», - анализирует ситуацию заслуженный военный летчик Владимир Попов.

При этом Boeing-737 MAX8 - один из самых востребованных современных пассажирских самолетов. Заказов на такие лайнеры уже больше 4,5 тысяч. Среди покупателей - крупнейшие авиакомпании мира, в том числе и отечественные. Но сейчас многие перевозчики заявляют о приостановке полетов этого типа судов - от суперлайнера отказались в Эфиопии, в Китае, в Великобритании.

Сама компания из-за трагедии отменила в США презентацию новой модели. В России - первые два новых Boeing появились осенью - ставить их на стоянку пока не стали. Один борт отправился во Вьетнам, другой только вернулся из Гонконга. Но многие пассажиры задаются вопросом: как летать?

«То, что самолет получается сырой, несмотря на то, что это последняя модификация 737-го 8-й серии Boeing, ну значит, не стоит торопиться. Везде при расследовании летных этих происшествий было сказано: отсутствие навыков ручного пилотирования самолета. То есть, если отказывает авиационная техника, которая автоматически полет программирует, надо переходить на ручное управление. А если навыков нет? Где их взять, если нет навыков?» - подчеркивает заслуженный летчик РФ Олег Серов.

Как сообщается, за штурвалом разбившегося под Аддис-Абебой лайнера находился опытный пилот. Яред Гетачю налетал более восьми тысяч часов, в авиации он с 2010 года. И в небе просил разрешения вернуться назад, когда столкнулся с нештатной ситуацией, но потом связь прервалась. Сами «Эфиопские авиалинии» считаются надежной авиакомпанией. Выполняют рейсы не только в Африке - география полетов насчитывает 125 городов мира. За все более чем 70 лет работы это лишь третья катастрофа.

Ахмеду Халиду повезло - он должен был сесть на разбившийся Boeing, но задержался на стыковочном рейсе.

«Все спрашивали бортпроводников, что происходит, но они только молча бегали туда-сюда, и тут один из пассажиров увидел в своем телефоне новость - они разбились», - рассказывает Ахмед Халид.

Пассажир из Греции Антониос Маврополус публикует свой билет в соцестях. Он опоздал к выходу всего на две минуты, и его не пустили на летное поле сотрудники аэропорта, по сути, спасли этим жизнь. А вот Екатерина Полякова пришла на посадку вовремя.

Вместе с мужем Александром они вместе работали в «Сбербанке» и вместе путешествовали. Впервые отправились из Москвы так далеко - на другой континент. Радостно выкладывали фото и видео в Интернете. И только мама была против поездки в Кению.

«Она по прилету всегда звонит мне. Присылает какие-то ролики, видео, знает, что я волнуюсь. 10 часов они летели, вроде все основное пролетели нормально. Я почувствовала. Я стала смотреть новостную ленту, когда не было звонков», - рассказала мама погибшей Елена Анохина-Нестеренко.

Тем же рейсом летел и Сергей Вяликов - инструктор по прыжкам в тандеме. Его всегда манила романтика неба. В Кению он отправился, чтобы освоить новые высоты.

В числе погибших также супруга и дети депутата из Словакии, министр итальянской Сицилии по делам культурного наследия, сразу 22 сотрудника Всемирной продовольственной программы ООН. 11 марта в Эфиопии было объявлено Днем траура.

 


Читайте:



Ческе-Будеёвице — České Budějovice

Ческе-Будеёвице — České Budějovice

Подробная карта Ческе-Будеёвице (Ceske Budejovice) на русском языке. Спутниковая карта Ческе-Будеёвице (Ceske Budejovice) в Чехии. Где находится...

Как добраться до аэропорта братиславы

Как добраться до аэропорта братиславы

В связи с запуском рейсов авиакомпании Победа, думаю, нашим туристам будет интересно узнать, как комфортнее всего и дешевле добраться до центра...

Маршрут путешествия по уралу на автомобиле

Маршрут путешествия по уралу на автомобиле

Почему мне нравятся путешествия по Уралу Среди моих знакомых много людей, которые предпочитают отдыхать далеко от родных мест - в Турции,...

Кос - как добраться и когда сезон, районы, достопримечательности, ближайшие острова, еда Аэропорт кос греция онлайн табло чартерные рейсы

Кос - как добраться и когда сезон, районы, достопримечательности, ближайшие острова, еда Аэропорт кос греция онлайн табло чартерные рейсы

Греческий остров Кос полюбился туристам уникальной природой, обилием древних памятников и разнообразием пляжей. На родине Гиппократа созданы...

feed-image RSS