Главная - Франция
Этапы развития Болонского процесса. Болонская декларация. Текст болонской декларации Основных приоритетов болонской декларации выдвигаются следующие

Болонский процесс

Болонская декларация – «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования», подписанная министрами образования европейских стран, 19 июня 1999 года в Болонье.

Болонский процесс – это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного и научного пространства.

Подписание Болонской декларации стало продолжением интеграционного процесса, направленного на создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Этот процесс был запущен в середине 1970-х гг., когда было официально озвучено стремление европейских стран осуществлять всестороннее сотрудничество в сфере образования.

После этого, в 1970-1990 гг., европейские страны постепенно двигались к созданию ЕПВО, фиксируя договоренности в виде многочисленных конвенций.

В итоге, в 1997 году появился один из основополагающих документов в сфере международного признания документов об образовании – Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

В мае 1998 г. министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сорбоннскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, приняли на себя обязательство способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности.

Таким образом, Болонский процесс начался задолго до подписания 29 европейскими странами Болонской декларации в 1999 году. Со вступлением Казахстана, в качестве полноправного члена, которое состоялось в 2010 году, Болонский процесс начал свое распространение и в центрально азиатском регионе.

Положения декларации являются фиксацией стремления стран-участниц развивать национальные системы образования в духе европейского пространства и задают вполне конкретные направления развития.

К ним, в частности, относится принятие европейской системы высшего образования, состоящей из двух циклов, европейской системы зачета баллов, принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, обеспечение сопоставимых методологий.

В результате, Болонский процесс должен способствовать продвижению привлекательности европейского высшего образования, повышению мобильности студентов, облегчения решения задачи трудоустройства выпускников в странах-участниках.

Любое государство может присоединиться к процессу. Присоединение государства происходит на добровольной основе. На сегодняшний день Болонскую декларацию подписали уже 47 стран.

Одной из стран, присоединившихся к Болонскому процессу, является Россия. Это произошло во время берлинской конференции стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 г. Таким образом, Российское правительство приняло на себя те обязательства по развитию национальной системы образования, которые следуют из текста декларации.

Список стран, подписавших Болонскую декларацию (в скобках указан год присоединения государства):

Австрия (1999), Азербайджан (2005), Албания (2003), Андорра (2003), Армения (2005), Бельгия (1999), Болгария (1999), Босния и Герцеговина (2003), Ватикан (2003), Великобритания (1999), Венгрия (1999), Германия (1999), Греция (1999), Грузия (2005), Дания (1999), Ирландия (1999), Исландия (1999), Испания (1999), Италия (1999), Казахстан (2010), Кипр (2001), Латвия (1999), Литва (1999), Лихтенштейн (2001), Люксембург (1999), Македония (2003), Мальта (1999), Молдова (2005), Нидерланды (1999), Норвегия (1999), Польша (1999), Португалия (1999), Россия (2003), Румыния (1999), Сербия и Черногория (2003), Словакия (1999), Словения (1999), Турция (2001), Финляндия (1999), Франция (1999), Украина (2005), Хорватия (2001), Черногория (2007), Чехия (1999), Швейцария (1999), Швеция (1999), Эстония (1999).

Текст Болонской декларации

Европейское пространство высшего образования

Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье, 19 июня 1999 года.

«Процессы, происходящие в Европе, приобрели, благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет, более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран ЕС и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющими­ся отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, мы являемся свидетелем возрастающего взаимопонимания все большей части политического и академического мира и, по общему мнению, в понимании потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укрепле­нии ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.

"Просвещенная Европа" теперь уже широко признана как незаменимый фактор социаль­ного и гуманитарного роста, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимой осведомленности для противостояния вызовам нового тысячелетия вместе с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении ус­тойчивых, мирных и демократичных обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.

Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображе­ниями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных цен­ностей. Она обосновала создание европейской зоны высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Конти­нента.

Несколько европейских стран согласились с целями, изложенными в декларации, подпи­сали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образо­вания, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют наме­рения действовать в этом направлении.

Европейские учреждения высшего образования в части их касающейся, следуя фундамен­тальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum", принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов и стали играть основную роль в построении европейской зоны высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что сис­темы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимcя нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.

Курс был установлен в правильном направлении и со значимой целью. Однако достиже­ние большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер, чтобы достичь первых материальных результатов. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечи­ла нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.

Мы должны, в частности, рассматривать цель увеличения международной конкурентоспо­собности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность лю­бой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приоб­ретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культур­ным и научным традициям;

Подтверждая нашу поддержку общим принципам, установленным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, - в пределах первой декады третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные, для создания европейской зоны высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:

  • Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через Внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европей­ских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения пер­вого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по­сле первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
  • Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета за­четных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
  • Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

Для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

Для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение ис­следований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

  • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки со­поставимых критериев и методологий.
  • Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно от­носительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мо­бильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения на­учных исследований.

Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей - в рамках наших институциональных пол­номочий и принятия полного уважения к диверсифицированным культурам, языкам, нацио­нальным системам образования и университетской автономии - с тем, чтобы объединить евро­пейскую зону высшего образования. Наконец, мы будем использовать путь межправительст­венного сотрудничества вместе с неправительственными европейскими организациями, компе­тентными в высшем образовании. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, а также будут активно способствовать успеху нашей попытки.

Убежденные в том, что создание европейской зоны высшего образования требует посто­янной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потреб­ностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и новые шаги, которые необходимо будет принять».

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит ряд ключевых положений.

    Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

    Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

    Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

    Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

    Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

    Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

    Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Процесс реформирования российского высшего образования в соответствии с новыми принципами приобрел несколько ярко выраженных черт.Во-первых, можно говорить о резкой смене идеологических основ образования, отказе от моноидеологизма в преподавании прежде всего предметов гуманитарного цикла.Во-вторых, в этот период начинается активный поиск новых методов и форм преподавания в высших учебных заведениях.В-третьих, делаются попытки изменить административные основы существования вузов. Во многом базой и примером для подражания в этих процессах становится европейская традиция высшего и главным образом университетского образования.

Российские университеты в момент своего зарождения в середине XVIII века создавались по «образу и подобию» своих европейских собратьев, имевших более длительную историю, в связи с чем корнями, структурой, содержанием деятельности и современными тенденциями развития своих ведущих университетов отечественная вузовская система весьма близка к европейской университетской традиции. Интерес к современному опыту европейских университетов с апелляцией к единым историческим корням усиливался и процессами политическими. Изменение принципов внешней политики России, стремление российского государства войти в европейское политическое, экономическое и культурное пространство в качестве полноценного и равноправного партнера заставляло критические воспринимать и адаптировать опыт Европы. В весьма значительной степени эти процессы катализировались и экономическими причинами: в связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств. Перед российской высшей школой встала задача занять достойное / выгодное место на международном рынке образовательных услуг.

В 1994 году в России были сделаны первые шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных циклах – бакалавриата и магистратуры. Многоуровневая модель высшего профессионального образования была введена постановлением Комитета по высшей школе Миннауки России от 13 марта 1992 года № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Подготовка бакалавров рассматривалась как базовая и предназначенная прежде всего для продолжения образования в магистратуре или подготовки специалистов. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 12 августа 1994 года № 940 уточнило структуру высшего профессионального образования: вузам предоставлялась возможность реализовать пятилетние программы подготовки дипломированных специалистов (5 лет обучения), а также вводить программы подготовки бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения, включая бакалавриат).

Следующим шагом реформирования российской системы образования стало принятие Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22. августа 1996 г. № 125-ФЗ. Основными принципами государственной политики в области высшего образования были, в том числе, провозглашены непрерывность и преемственность процесса образования и интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования (ст. 2.2., 2.3). Законом была расширена автономия высших учебных заведений (ст. 3.2), понимаемая как «степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности», профессорско-преподавательский состав и студенты получили право «академической свободы» (ст. 3.3).

С целью обеспечения качества высшего и послевузовского профессионального образования, единства образовательного пространства Российской Федерации, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании вводились государственные образовательные стандарты (ст. 5) «второго поколения», значительно отличающиеся от «стандартов первого поколения», созданных в 1992-1996 гг. в рамках Закона «Об образовании» (1992).

В рамках Закона «О высшем и послевузовском образовании» в высших учебных заведениях России вводилось трехступенчатая система образования: бакалавр (не менее 4 лет) – специалист (не менее 5 лет) – магистр (не менее 6 лет). Согласно указанному Закону соответствующие образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В нем предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет. Фактически же на практике реализовывались две схемы .Первая предусматривала пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста (наиболее используемая).Вторая включала освоение четырехлетней программы бакалавра с возможностью продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года). Модель (четыре года бакалавриат + один год специалитет), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не вписывается в европейские каноны.

Несомненно, что процессы, связанные с осмыслением европейского опыта, учитывали положения «Великой Хартии университетов» (Magna Charta Universitatum), подписанной в Болонье в 1988 г. Этот документ отразил представления о социальной и исторической роли университетов на пороге третьего тысячелетия. Принципами существования университетов были названы моральная и научная независимость от политической и экономической власти (автономия), неотделимость учебного процесса от исследовательской деятельности; свобода преподавания, исследований и обучения; преодоление политических и географических границ и необходимость взаимного познания и взаимодействия различных культур.

В России первые прямые обращения к документам Болонского процесса произошли только в первые годы XXI века, то есть, по сути, тогда, когда уже были сформулированы основные принципы, создана система сотрудничества и механизмы контроля над ходом процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской. Для этого, по мысли государственных деятелей и представителей вузовских корпораций, было необходимо создать условия и найти пути для признания российских документов об образовании в европейских государствах. Первая рабочая группа была собрана в марте 2001 года по инициативе и под руководством заместителя министра образования В.Д. Шадрикова. Основной интерес в работе этой группы вызвали вопрос о введении двухуровневой системы образования как способе занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг и проблема взаимного признания документов о высшем образовании.

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции Министров Высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании Министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена о присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик – министр образования В.М. Филиппов обратил внимание на необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы к 2010 г. войти в европейское образовательное сообщество. Тогда основные планы реформаторов, в изложении Филиппова, выглядели следующим образом:

    для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение, а в 9-х классах – предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.);

    разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы (должны быть введены с сентября 2006 г.);

    система высшего образования должна быть приведена в соответствие с «многоуровневой системой» Европы, описанной в документах Болонского процесса

    необходимо расширение дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);

    должно быть разработано единое приложение к диплому;

    для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";

    проблема послевузовского образования (статуса степеней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);

    базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в России;

    форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз (полностью в 2005/2006.)

В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, в целях активизации и координации работ по вхождению российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций, группа должна работать над решением следующих задач:

    анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;

    координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (от 2 декабря 1999г. № 1323) и «О лицензировании образовательной деятельности» (от 18 октября 2000г. № 796).

Приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» утверждены в том числе головные вузы по введению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), как инструмента академической мобильности. В 2005 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. был реализован проект, связанный с исследованием опыта реализации программ двойных дипломов российскими вузами. 18 июля 2006 г был принят Федеральный закон от. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в части управления высшими учебными заведениями (например, введение должности Президента в вузе).

Среди основных проблем, с которыми сталкивается система российского высшего образования на пути реализации принципов Болонской декларации на 2007 год, в Национальном отчете за 2005 – 2007 год были указаны следующие.

    Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.

    Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).

    Излишняя регламентация – недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ

    Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда.

В своем большинстве европейские конвенции, посвященные вопросам высшего образования, относились к 50-м и началу 60-х годов. С тех пор система высшего образования в Европе претерпела кардинальные изменения, в частности на национальных уровнях, произошла заметная диверсификация высшего образования. Увеличилось число частных учебных заведений, заметно возросла и академическая мобильность. В связи с этим возникла необходимость создания общего документа, который бы синтезировал все предшествующие акты. В конце 1992 г. было принято решение о разработке совместной конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО. Цель такой разработки заключалась в том, чтобы в конечном счете заменить конвенции о признании квалификаций о высшем образовании в Европейском регионе, принятые в рамках двух различных организаций, во избежание их дублирования. Было принято решение о создании совместной сети национальных информационных центров по вопросам академической мобильности и признании их Советом Европы и ЮНЕСКО-ENIC (ENIC - это Европейский национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности-Учрежден Советом Европы и ЮНЕСКО. Он назначает центр в каждой стране, а также сеть центров в целом;

NARIC -Национальные информационные центры по академическому признанию, учрежденные Европейским союзом). Таким образом, была предпринята попытка создания модели всемирной конвенции о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Результатом всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанная в Лиссабоне в 1997 г. (Конвенция получила название "Лиссабонской" по месту ее принятия).

Лиссабонская конвенция представляет собой попытку создания модели некоторой всемирной конвенции о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Результатом всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанная в Лиссабоне в 1997 г. Ее главное отличие - переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников. Например, предложены определения таких категорий, как "доступ" (к высшему образованию), "прием", "оценка", "высшее образование", "высшее учебное заведение", "программа высшего образования", "период обучения", "квалификация", "признание" и т.д.

Сорбоннская и Болонская декларации

В 1998 г. В Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, собравшимися по случаю 800-летия Сорбоннского университета, была принята "Совместная декларация о гармонизации системы европейского высшего образования", получившая название "Сорбоннской". В этой декларации констатировалось, что Европе "предстоит период значительных изменений как в системе образования, так и в системе условий труда, диверсификации профессиональных карьер, когда получение образования в течение всей жизни становится необходимым. Мы обязаны предоставить нашим студентам и всему обществу в целом такую систему высшего образования, при которой они могли бы полностью реализовать свои возможности. Европа, открытая для всех, -вот цель, к которой следует стремиться".

Сорбоннская декларация явилась политическим подтверждением необходимости глобализации высшего образования. На конференции в Париже присутствовали представители многих университетов мира. В декларации призывалось "признать в международном масштабе уже сложившуюся практику получения высшего образования трех ступеней-3 года первой ступени (бакалаврнат), 5 лет второй ступени (магистратура) и 8 лет третьей (получения докторской степени)". Декларация также провозгласила цель скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования. Идея "гармонизации" в Сорбоннской декларации связывалась с построением системы европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней (но не с содержанием или структурой учебных планов), для чего необходимо принять общие определения дипломов и циклов обучения.

Сорбоннская декларация, призвав создать общее "европейское пространство высшего образования", явилась попыткой министров образования крупнейших стран - членов ЕС дать новый стимул

европейской интеграции. Декларация была открыта для присоединения всех остальных стран - членов Союза и других европейских стран

Желая обрести вечную молодость и бессмертие, человечество далеко зашло – мы научились убирать дефекты организма на генном уровне, создавать новые органы и конечности и даже клонировать организмы. Можем ли мы зайти еще дальше в погоне за бесконечным апгрейдом? Есть только один способ проверить – дожить до этого времени. 19 сентября на BiohackingConferenceMoscowодиниз способов раскроет Валерия Прай...

Саммит HR-Директоров создает панорамную картину процессов, происходящих в сфере управления человеческим капиталом, предоставляет прекрасные возможности для встречи и общения с HR-коллегами. Уже 20 лет представительная аудитория вице-президентов и директоров по управлению персоналом, руководителей HR-направлений и корпоративных университетов, а также экспертов в области HR и организационного разви...

19 сентября международная компания Smile-Expo проведет Biohacking Conference Moscow – здесь вы узнаете, как улучшить свое здоровье и продлить жизнь с помощью новых технологий. Ивент соберет известных биохакеров, медиков, ученых, спортсменов, а также изобретателей, которые своими разработками помогают людям держать свой организм в тонусе в любое время. Спикеры и их разработки: что покажут на конфе...

Дата: 19-20 сентября 2019г. Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт:www.pcg-event.com Система HR-аналитики в России становится зрелой и осознанной. Многие компании уже выявили для себя...

Дата проведения: 7 октября Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Главные вопросы по подбору персонала. Четыре мастер-класса. Один день. Программа модулей п...

Дата проведения: 8-9 октября 2019 Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com ТОП-3 ПРОБЛЕМ ПОДБОРА: ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ Кажется, испробовано все. Или нет? Если «вс...

Дата: 30-31 октября 2019 Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Компания «Люди и коммуникации» представляет единственный форум на рынке российских HR-конференций, полностью сфокусированное на адаптации персонала. Мы учли запрос делегатов предыдущего мероприятия и предлагаем коллегам две параллели: для производственных и непроизводственных компаний. Вы обсудите с...

14-15 сентября в городе Москва впервые пройдет Всероссийский форум профессий #СделайШагвБудущее, который посетят 3000-5000 старшеклассников, абитуриентов и их родителей. Цели форума: помощь молодым специалистам в познании новых профессиональных областей; расширение знаний о возможных карьерных траекториях; предоставление необходимой информации для выбора будущей профессии. На форуме Вас ждет: вы...

Уже этой осенью состоится первый Всероссийский практический HR-форум «Организационный дизайн 2019. Оргпроектирование как драйвер развития компании». Он будет проходить 11 сентября в Москве, в отеле H ...

Ежегодный Форум&Выставка журнала «Штат». Лучший профессиональный нетворкинг по теме оценки персонала. В течение двух дней – ключевые тренды и лучшие практики. Искусственный интеллект в HR: новые инст...

Срочно! Дистанционное обучение больше не может быть таким, какое оно сегодня! Ежедневный опыт сотен компаний показывает – люди развиваются, им нужны новые программы! И мы знаем, где их взять! Приходи...

"ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2019. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ" - крупнейшее в России и СНГ мероприятие по инструментам оценки персонала и практикам в сфере оценки и развития, с участием международных экспертов - Форум&Выс...

Мы рады сообщить вам, что уже этой осенью в 8-й раз состоится всероссийский Саммит по мотивации персонала «C&B Russia Summit 2019. От глобальных трендов к маленьким победам». Он будет проходить 12 – 13 сентября в Москве, в отеле Hilton Garden Inn Красносельская. Сколько компаний вы знаете, которые перестали развиваться, чьи рыночные позиции падают, а сотрудники совсем не замотивированы? С каждым...

8 июля началось зрительское голосование Премии Trainings 2019, в результате которого мы узнаем имена финалистов. Премия Trainings - первая в России и СНГ профессиональная награда для специалистов рынка HR. Награда вручается на протяжении 19 лет, и за это время её получали многие талантливые, известные и опытные бизнес-тренеры, эксперты в области HR, передовые компании, работающие на рынке HR и не...

Рассказывает Екатерина Муромцева, генеральный директора "СТС Групп". Ежегодно в Москве увеличивается число предпринимателей, выбирающих запуск бизнес по франшизе. Прирост составляет до 15%, в прошлом году показатели били рекорды. По словам Алексея Фурсина, главы московского департамента предпринимательства, в столице действует более 11,5 тысяч франчайзинговых объектов. Это на 19% больше в сравнен...

 


Читайте:



История Туркменбаши Туристические достопримечательности Туркменбаши

История Туркменбаши Туристические достопримечательности Туркменбаши

Город ТуркменбашиTurkmenbasy в разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она...

Достопримечательности портовой генуи

Достопримечательности портовой генуи

Генуя – самый крупный морской порт Италии, главный курортный город региона Лигурия. Но Генуя – это не только пляжный отдых, но и масса различных...

Аренда коттеджа на новый год

Аренда коттеджа на новый год

Арендовать на Новый Год коттедж в Подмосковье - это хорошая возможность без лишних финансовых и временных напряжений и затрат на дальние переезды и...

Куда поехать отдыхать в ноябре за границу в отпуск, свадебное путешествие?

Куда поехать отдыхать в ноябре за границу в отпуск, свадебное путешествие?

7 разнообразных вариантов, куда поехать отдыхать в ноябре на море за границу. Безвизовые страны. Плюсы и минусы каждого направления. Погода. Цены...

feed-image RSS