Главная - Греция
Дмитровский собор. Белокаменная история древней Руси: Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Дмитровский собор во Владимире: история


Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом », «каменным ковром », «каменной поэмой ». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века - захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью » (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: "доску гробную " - икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с "сорочкой " – кусочком одежды мученика со следами его крови.


Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837-1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля », взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!






Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада - на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.




Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.






Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.


Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.




В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Некоторые элементы резного орнамента

Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.




Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.



Многие из животных являются символами власти - львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.


Святые и князья

На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.


Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают - они подписаны.




Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.

Вознесение Александра Македонского


«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский - персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.




Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.

Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора - "белый орнамент на темном фоне " и "темный орнамент на белом фоне ". Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):

Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм "был расписан практически «под хохлому» ". Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:


Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.

А в Подмосковье есть . И он тоже представляет огромный интерес.

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.


Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.


Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.


Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико - 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди - его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.


Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.


Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.


Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

Режим работы:

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.


История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

Видео о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Одним из самых выразительных и лаконичных памятников древнерусской архитектуры по праву можно назвать Дмитровский собор на улице Большая Московская, дом 60, во Владимире.

Построили собор по приказу князя Всеволода III в период наивысшего могущества и расцвета Владимиро-Суздалсьского княжества как домашний храм за глухой белокаменной оградой на великокняжеском дворе.

Прозвище Большое гнездо он получил за свою большую семью и многодетность: всего у него было 12 детей. К началу строительства домашней церкви в княжеской семье родился сын Дмитрий. Этим же именем при крещении наречен и сам князь. В честь великого христианского мученика Дмитрия Солунского, своего небесного покровителя, он и воздвиг белокаменную церковь в самом конце XII века.

Дмитровский собор во Владимире, по мнению историков и археологов, был построен русскими зодчими в период с 1194 по 1197 годов из белого мягкого камня — известняка. Искусная орнаментальная резьба, украшающая фасады этого величественного здания, послужила поводом для прижившегося эпитета «белокаменная поэма».

В 1237 году собор подвергся нападению хана Батыя и был разграблен и подожжен татаро-монгольскими завоевателями.

В период с середины XVI по XVIII века храму пришлось пережить еще три опустошительных пожара, но каждый раз его удавалось восстановить, хотя и с частичной утратой древних декоративных элементов.

В период правления Ивана Грозного церковь достраивается двумя пределами: на севере в честь Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи с юга, с западной стороны устроили обширную паперть.

В начале XIX века собор подвергся очередному серьезному ремонту с реконструкцией. Над древним пределом надстраивается колокольня, с запада пристраивается крыльцо. Чуть позже произвели полную замену деревянной древней кровли на железную. Обновили и вызолотили иконостас.

А к концу века в храм провели отопление по специальным каналам и трубам от духовой печи в сторожке. Это позволило проводить круглогодичные богослужения и оказало благотворное влияние на сохранность фресок.

Дмитровский собор во Владимире был передан в ведение музея почти сразу после революции, и надолго прекратил богослужебную жизнь.

Архитектура

В архитектурном плане собор отличается композиционной ясностью, представлен византийским типом, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны.

Глава собора одна, шлемовидной формы, на высоком барабане, увенчанная шаром с 4-конечным золоченым крестом с голубем наверху. Данная форма купола является одной из примет древнерусского зодчества до XVI века.

Из романской архитектуры в храме заимствованы следующие элементы:


Собор имеет небольшие размеры. Первоначально это была домовая церковь для князя и его семьи, окруженная длинными галереями и лестницами, соединяющаяся с княжескими покоями.

Белокаменная резьба

Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.

Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.

Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.

Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:


Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.

Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.

Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.

Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:

  • Святого Георгия;
  • Димитрия Солунского;
  • первых святых русских князей Бориса и Глеба.

Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.

Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.

Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:

  • высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
  • плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.

Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.

Декор фасадов

В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:


Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.

Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.

Фрески

Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.

В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.

Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.

Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.

Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:


Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.

Внутреннее убранство

Дмитровский собор во Владимире не смог сохранить свое внутреннее убранство во всей своей первозданной красоте в связи с недобросовестностью работы реставраторов.

Но пустота внутри храма только подчеркивает строгость и торжественность его интерьеров, оттеняют простор и высоту сводов, а также четкий спокойный ритм арок.

Также к внутреннему убранству относится великолепнейшая роспись собора, сохранившаяся до наших дней лишь небольшой частью древнейших фресок. Трудно вообразить грандиозность впечатления, которое производил полностью расписанный первозданный интерьер на посетителей храма.

Реликвии

Здание храма изначально задумано драгоценным ларцом — мощевиком для святых христианских реликвий.

По окончании строительства в 1197 году из Греции от базилики святого Дмитрия Солунского привезены во Владимир большая византийская икона на гробовой доске с изображением во весь рост и ковчег с частицей сорочки, пропитанной кровью святого мученика.

Но в XIV веке по приказанию московского князя Дмитрия икону перевозят в Москву в Успенский Собор Кремля, где она и находится до сегодняшнего дня, а во Владимир позже возвращается в виде копии.

Также можно отметить хранимый в соборе старинный четырехметровый крест, снятый с купола при реставрации в 2002 году.

История реставраций собора

Все вспомогательные сооружения демонтированы по приказу посетившего город в 1837 году царя Николая I. Эти работы нанесли непоправимый вред и чуть не стали причиной разрушения собора, так как сильно ослабили его конструкцию. Был причинен невосполнимый ущерб древнейшему облику всего храма: опущен пол, обновлен иконостас и лестницы на хоры, заново расписали стены.

Внутренние ремонтные работы привели почти к полной утрате древнейших фресок. Небольшие фрагменты их были чудом обнаружены в 1918 году комиссией сохранности памятников живописи, руководимой Игорем Грабарем.

Современным реставраторам пришлось приложить немало усилий для исправления грубейших ошибок своих предшественников. На последних этапах реставрационных работ в период 1999-2004 годов заменен купольный крест, установлены водосточные трубы и сделано защитное покрытие на каменных рельефах фасадов.

Внутри храма учеными создан благоприятный микроклимат для поддержания оптимальной влажности и температуры, необходимых для сохранности музейных экспонатов и уникальной фресковой живописи.

Как выглядит собор сегодня?

Дмитровский собор во Владимире на сегодняшний день является музейным заповедником, с 1992 года — охраняемым памятником культурного наследия ЮНЕСКО.

С советских времен церковные богослужения в храме не проводились до 2011 года, когда в престольный праздник была отслужена первая за 200 лет торжественная литургия.

Одно из немногих древнейших сооружений дошедших до наших дней, благодаря профессионализму современных реставраторов и ученых историков, сохранивших и восстановивших этот драгоценный образец древней русской архитектуры в уникальном виде.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире?

Древнейший храм располагается в самом центре современного города. Хорошо знаком и любим каждому горожанину, который с удовольствием подскажет дорогу к нему.

Собор хорошо просматривается от любого из вокзалов. Всего за 15-20 минут можно дойти до него пешком. Для этого необходимо двигаться по Коммунальному спуску, а через два квартала и повернуть налево на Большую Московскую улицу.

Режим работы Дмитриевского собора

Дни недели Время работы
Понедельник с 10:00 до 16:00
Пятница

Воскресенье

с 10:00 до 17:00
Суббота с 10:00 до 18:00
Вторник и каждая последняя среда месяца Выходной день

Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.

Стоимость билетов в Дмитровский собор

Дмитровский собор во Владимире доступен для посещения всем категориям — гражданам России и иностранным туристам:

  • Стоимость взрослого билета – 150 рублей.
  • Льготный билет студентам и пенсионерам стоит 75 рублей.
  • Детям и подросткам до 16 лет разрешено бесплатное посещение музейной выставки.

Что можно увидеть внутри собора?

Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.

Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе

Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма. Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами.

В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:

  • Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
  • Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
  • Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
  • Древнейшее евангелие XVII века.
  • Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
  • Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.

Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.

Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.

По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Дмитровском соборе во Владимирве

Дмитриевский собор во в Владимире, построенный в XII веке, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его уникальная белокаменная резьба с фантастическими зверями, птицами и растениями сочетает в себе христианские и языческие сюжеты и поражает воображение. Внутри сохранились фрески XII века. Собор является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История храма

Дмитриевский собор был построен при младшем брате Андрея Боголюбского - Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном русском князе XII века. Именно так он упоминается в «Слове о полку Игореве». При нем княжество расширилось и влияло на все русские земли от Новгорода до Киева, его города богатели, а в них процветали искусства и ремесла. Центром был город Владимир, избранный столицей еще его старшим братом Андреем Боголюбским. У Всеволода было двенадцать детей – именно поэтому его и назвали «Большое Гнездо», и после его смерти княжество раздробилось и потеряло былую силу.

Всеволод Большое Гнездо продолжает дело своего брата – укрепление и украшение Владимира. Он обновляет стены города, перестраивает и расширяет Успенский собор, и строит неподалеку еще один – Дмитриевский, в честь св. Дмитрия Солунского, своего святого покровителя. Собор строится в 90-х годах XII века, о его точной датировке спорят ученые: возможно, это 1191 год, а возможно – 1194-97. В отличие от Успенского собора, Золотых ворот и Боголюбова, в создании которых, по сведениям Н. Татищева, принимали участие западные мастера, Дмитриевский собор строили только русские, летопись специально упоминает это. Однако, собор строился с явной оглядкой на церковь Покрова-на-Нерли под Боголюбовым, а его богатая резьба имеет соответствия в средневековой архитектуре западной Европы.

Главными святынями нового храма стали присланные непосредственно из Солуни (т. е. из города Фессалоники) часть одежды св. Дмитрия Солунского и мироточивая «доска гробная» – икона, которая, по преданию, была написана на доске от гроба святого мученика. Всеволод вынес почитание св. Дмитрия из Византии – свою юность он провел в изгнании в Константинополе, укрываясь у императора Мануила. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву и сейчас хранится в Успенском соборе Московского кремля.

Пишется и новая икона св. Дмитрия для Успенского собора – она сейчас в Третьяковской галерее. Но мнению некоторых ученых, изображенный святой здесь мог иметь некоторое портретное сходство с самим Всеволодом. Дмитрий изображен в виде правителя-воина – на троне, в венце и с наполовину вытащенным из ножен мечем в руках. Список с этой иконы сейчас можно увидеть в экспозиции собора.

Храм был задуман как домовый храм княжеской семьи. Он был небольшим, одноглавым, очень богато украшенным снаружи и изнутри, и являлся частью дворцового комплекса: был окружен галереями, по которым можно было попасть во дворец. В XVI веке к собору пристроено два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский, паперть и колокольня. Впрочем, по мнению других исследователей, два придела в виде башенок были тут изначально, как и галереи, так что современный вид собора не равен подлинному.

В течение XVII-XVIII веков собор неоднократно горел и подновлялся и к началу XIX века пришел в аварийное состояние. Была назначена специальная комиссия, выделены средства, и собор в очередной раз отремонтировали. У него появился классицистский портик с колоннами у западного входа и вторая колокольня.

Нынешний, «первобытный» вид собора – результат реставрации 1838-1847 гг., произведённой по указу Николая I. Галереи были разобраны, собор очищен и заново покрашен в любимые Николаем бело-желтые тона, купол и стены были укреплены железными связками. Тогда же были открыты старые фрески – и собор был заново расписан по возможности в том же стиле. Осыпающиеся белокаменные рельефы частично были заменены точными копиями.

В конце XIX века сюда было проведено отопление – до этого храм был холодным, летним. Рядом построена небольшая звонница.

ХХ век и нынешнее время

После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.

После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.

С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.

Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица». Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов. Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.

Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну. А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами. Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.

Каменная резьба

Самое главное украшение Дмитриевского собора – это его богатейшая каменная резьба по двум верхним ярусам фасадов. Как и на церкви Покрова-на-Нерли здесь есть образ св. Давида – библейского примера справедливого и мудрого правителя, одновременно и царя и священника. Он изображен здесь трижды – побеждающим льва и восседающем на львином троне – похожее изображение есть на церкви Покрова-на-Нерли. Его окружают орлы, львы и барсы – символы власти – и благословляют ангелы.

С северного фасада изображен сам Всеволод с пятью сыновьями. Младшего Владимира он держит на руках и еще четверо – Ярослав, Святослав, Георгий и Константин – стоят вокруг.

Южный украшен самым необычным с нашей точки зрения сюжетом – «Вознесение Александра Македонского на небеса». Это средневековая христианская легенда, рассказывающая, как однажды Александр поймал двух огромных птиц, размером с коней и попытался взлететь на них на небо. Он поднимался все выше и выше, пока ему не встретилось еще одна птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как можешь постичь небесное?» Этот образ взлетающего Александра получил огромную популярность в средневековой Европе и изображался неоднократно: Александр воспринимался как идеальный образ великого правителя, объединителя разных земель, целителя – именно поэтому он помещен на княжеский собор. Александр изображен не с птицами, а с грифонами, и держит в руках львят.

На западной стене изображены подвиги Геракла – сцены как он побеждает льва, что рифмуется и с изображениями побеждающего льва царя Давида и держащего львят Александра.

Вся резьба собора в целом укладывается в единую концепцию, подчеркивающую священность княжеской власти. Всего на соборе более пятисот различных изображений, большая часть из них – это орнаментальные растения, птицы и животные, многие из которых имеют фантастический вид. Для средневековых христиан было совершенно нормально украшать храмы такими полуязыческими изображениями – они раскрывали красоту и разнообразие мира, ассоциировались с геральдическими княжескими символами и вообще со светской властью. Тут Дмитриевский собор довольно резко контрастирует с украшенным гораздо скромнее Успенским кафедральным – считается, что таким образом здесь отразились вкусы древнерусской светской знати. Впрочем, обилие зверей и растительности некоторые исследования толкуют как иллюстрацию к псалму «Всякое дыхание да славит Господа».

На колончатом поясе собора изображены святые, например, Борис и Глеб, родственники Всеволода. Резьба собора, сохранилась, к сожалению, не полностью в первоначальном виде – за столетия она реставрировалась, часть фрагментов были сняты и поставлены заново не на свои места, но основные композиции и их смысл остались внятными и читаемыми.

На заметку

  • Местоположение: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 60.
  • Как добраться. электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Соборной площади.
  • Официальный сайт: http://www.vladmuseum.ru/museums/build/37
  • Время работы: 11:00-19:00.
  • Стоимость билетов: взрослый – 150 руб., льготный – 100 руб.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840-1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999-2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

 


Читайте:



Куда поехать отдыхать в ноябре за границу в отпуск, свадебное путешествие?

Куда поехать отдыхать в ноябре за границу в отпуск, свадебное путешествие?

7 разнообразных вариантов, куда поехать отдыхать в ноябре на море за границу. Безвизовые страны. Плюсы и минусы каждого направления. Погода. Цены...

Всеобщая история архитектуры Сооружения древности современная архитектура и про

Всеобщая история архитектуры Сооружения древности современная архитектура и про

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей...

Ческе-Будеёвице — České Budějovice

Ческе-Будеёвице — České Budějovice

Подробная карта Ческе-Будеёвице (Ceske Budejovice) на русском языке. Спутниковая карта Ческе-Будеёвице (Ceske Budejovice) в Чехии. Где находится...

Как добраться до аэропорта братиславы

Как добраться до аэропорта братиславы

В связи с запуском рейсов авиакомпании Победа, думаю, нашим туристам будет интересно узнать, как комфортнее всего и дешевле добраться до центра...

feed-image RSS