Главная - Вьетнам
Большой кремлевский дворец и его залы. Большой Кремлёвский дворец. Большой Кремлевский дворец в наше время

(рус. Большой Кремлевский дворец; англ. Grand Kremlin Palace)

Часы работы: дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно только в составе организованных экскурсий, по предварительным заявкам, с подачей паспортных данных и согласованием даты посещения.

Большой Кремлёвский дворец – один из дворцов Московского Кремля. Он стоит на высоком Боровицком холме. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в XVIII веке архитектором Б.-Ф. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III. Первые каменные здания Большого Кремлёвского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец, того времени, все больше ветшал. При Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» – деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Б.-Ф. Растрелли).

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле, все равно, было решено построить новую царскую резиденция. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. Новый дворец должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 году. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлёвского дворца, который бы символизировал обновление Москвы.

Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. Составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца, Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 год, архитектор Штакеншнейдер, проект не был осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 году строительство было разделено на две очереди.

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Внешне дворец оформлен в стиле предыдущих веков: его фасады украшены резными белокаменными фронтонами, а окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот первый этаж дворца выглядит как закрытая галерея. По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой.

Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 м². Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлёвский дворец, помимо здания самого дворца включает в себя и некоторые сооружения периода XV - XVII веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).

Общее число комнат, в дворцовом комплексе, достигает 700. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время, используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон, в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад, над новым переходом, напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними; центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликается с архитектурой Теремного дворца. Но Тон не боялся вносить и новшества в строительство дворца – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами и металлическими стропильными конструкциями кровель.

П арадный вход Большого Кремлёвского дворца неприметно находится в южном фасаде здания, то есть со стороны Москвы-реки, откуда посетитель попадает в мраморный вестибюль с монолитными колоннами из сердобольского гранита (Сердоболь – город на берегу Ладожского озера). С левой стороны вестибюля расположена, так называемая, Собственная половина их императорских величеств, тянущаяся длинной анфиладой комнат вдоль главного фасада. Замечательным украшением главного дворцового входа стали четыре бронзовых торшера, отлитые и собранные в Москве на фабрике Крумбюгеля.

На второй этаж Большого Кремлёвского дворца, к парадным залам, ведет лестница, состоящая из шестидесяти шести пологих ступенек. Главная лестница декорирована желтым коломенским мрамором, которым облицованы колонны вдоль пролетов и маршей лестницы. На этой мраморной колоннаде установлены стрельчатые арки парадной лестницы. Пролеты лестницы освещаются двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в единой стилистике с торшерами Парадного вестибюля.

На втором этаже, по обе стороны главной лестницы, десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки – галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А. Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в Парадные залы.


Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная Ренессансом и заканчивая византийско-русским стилем. Самый красивый зал – Георгиевский, названный в честь Ордена Святого Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Это была самая почетная награда для военных, высший орден российской армии. Появление Георгиевского зала в Большом Кремлёвском дворце таким образом превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия. Этот зал не поражает беспредельной роскошью, а скорее, строгостью и масштабами.


Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Здесь названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.


Георгиевский зал – самое большое помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. Белый и золотой – основные цвета Георгиевского зала, белые – своды, стены и скульптуры, золото – имена Георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках и гранях пиолов. Зал украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи, на пилонах, аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие Святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Знаки ордена украшают верхнюю часть стен белоснежного Георгиевского зала.

Во время торжественных приемов в зале собирались офицеры, на мундирых которых сверкали те же знаки, которые украшают стены зала. В 1945 году, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы, весом по 1 300 килограммов, 40 настенных бра, и обитая шелком, цветов георгиевской орденской ленты, золоченая мебель. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет, работы 1845 года. Для выполнения его потребовалось 20 редких пород дерева: индийский палисандр, африканский падук, бук, ясень, чинара и многие другие.


Александровский зал был построен в честь ордена Святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного 25 мая 1725 года императрицей Екатериной I. Девиз ордена – «За труды и отечество». Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала. На западной – воинские подвиги князя, на восточной – сцены из его мирной жизни, строителя монастырей, просвященного и справедливого правителя.


Зал имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть второго этажа, по южному фасаду Большого Кремлёвского дворца. В центральной части зала находится большой эллиптический купол, покоящийся на четырех мощных пилонах. В золотых барельефах купола ярко выделяются знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагаются двуглавые орлы.


Огромные, в два яруса, окна Александровского зала, выходят на юг, и буквально заливают все помещения светом, отражающемся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искусственный мрамор, красным бархатом, в цвет орденской ленты обита мебель. Роскошное позолоченное убранство зала гармонирует с уникальным паркетным полом из 20 пород деревьев.


По проекту академика Ф.Г. Солнцева, в петербургской мастерской Егора Скворцова, были изготовлены анфиладные распашные двери, покрытые деревянной резьбой и позолотой. Важным декоративным элементом украшения зала стали изготовленные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей Российской империи, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали.


Андреевский зал (тронный зал), бывший главным залом Большого Кремлёвского Дворца в XIX веке, воссоздан в своем первозданном великолепии. Андреевский тронный зал был возведен в честь высшего ордена России – Ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром Великим 10 марта 1698 года. Девиз ордена – «За веру и верность». Андреевский зал – это золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, 10 бронзовых люстр и 35 бра, два уникальных камина из яшмы серо-фиолетового цвета, а также три трона под горностаем и уникальная паркетная мозаика из множества ценных пород дерева. Стены зала обтянуты шелковой голубой материей цвета Андреевской орденской ленты.


Это один из пяти парадных орденских залов Большого Кремлёвского дворца, расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его огромное пространство строго организовано пятью парами мощных опор. Они делят весь его объем на три нефа – большой, центральный и меньшие боковые. Своими золочеными стрельчатыми сводами, двумя рядами величественных четырехгранных пилонов, с изображением Всевидящего Ока, в золотых лучах, над императорским троном – зал напоминает храм.


У его восточной стены возвышаются три тронных места, под горностаевыми балдахинами. Во время коронации Императора Николая II, они презназначались для императора, императрицы, и вдовствующей императрицы – матери Николая II. Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней, покрыт золотой парчой. Шатер украшен великолепной горностаевой мантией. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел. Стена над шатром, также, украшена изображением государственного герба, а по боковым сторонам шатра располагаются двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди.

Андреевский зал освещается через восемнадцать окон и две балконные двери южн ой стены, прорезанные, в два яруса, строго друг над другом. С противоположной стороны находятся двери, ведущие в Кавалергардский зал и Аванзал. В Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения.


Зеркальные двери, в северной стене Георгиевского зала, ведут во Владимирский зал. Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Он учрежден в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Девиз Ордена святого Владимира – «Польза, честь и слава». Многие заслуженные граждане были удостоены ордена, в их числе и один из создателей Кремлёвского дворца – архитектор Константин Тон.


Этот высокий, восьмигранный зал XIX века связывает воедино дворцы пяти столетий. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Владимирский зал поражает своим художественным оформлением: розовые мраморные стены и пилястры, лепные золоченые орнаменты сводов и карнизов придают этому залу сказочную красоту. Свод Владимирского зала напоминает русские шатры, арки обходных боковых галерей, как бы повторяют очертания древних арок.


Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной, золоченой лепниной, своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми.


В этом зале днем свет проникает в стеклянный фонарь на своде купола, а вечером его освещает огромная бронзовая золоченая люстра, вес которой около трех тон. Она приспущена до высоты галерей второго яруса, и, как будто, парит в центре пространства. Пол, по рисунку академика Ф. Г. Солнцева, набран из многочисленных ценных пород дерева. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлёвского дворца.


На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Он находится несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. Орден Святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». В середине XIX века именно здесь находился трон Её Императорского Величества.


Екатериненский зал сравнительно невелик – его длина 21 метр. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Позолоченное изображение Ордена Святой Екатерины, размещенное на серебряном поле, украшает и двери тронного зала императрицы.

Освещают зал бронзовые золоченые люстры и необычные, по устройству и красоте, шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Стены обиты серым муаром, и алой коймой орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором, из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность.

Непосредственно к тронному Екатерининскому залу примыкает Зеленая гостиная. Она предназначена для приема особо почетных гостей.


Потолок полукруглой залы расписан цветочным орнаментом, а стены обиты тканью (художник Джузеппе Коломбо Артари). Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Основным украшением гостиной являются богато инкрустированная мебель, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной находятся три огромных канделябра, два из которых выполнены в китайском стиле и один - в японском. Мебель была обтянута золотой парчой с зеленым узором. Эту же ткань использовали и для обивки стен.


За Екатерининским залом, в Парадной половине, располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. Интерьер Парадной гостиной (ныне Красная Гостиная) исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Красная гостиная декорирована в стиле Ренессанс. В ее оформлении использован белый, розовато-серый и зеленый мрамор. В XIX веке стены и «гамбсовскую» мебель покрывала серебряная парча с золотыми цветами. С ними полностью сочетались пилястры, фризы и колонны, поддерживающие своды. Палисандровые двери, инкрустированные золоченой бронзой и перламутром в стиле «буль», ведут в соседнюю Зеленую гостинную и в Екатерининский зал Большого Кремлёвского дворца.


Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи, расположена на первом этаже дворца. Анфилада жилых помещений Собственной половины вытянута вдоль главного фасада дворца, и состоит из семи основных жилых и четырех небольших проходных комнат, предназначенных для дежурства и ожидания придворных. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, и в то же время, им свойственны интимность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей Барокко, Рококо, Классицизма.

Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета Императрицы, Будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое. Собственная половина – это музей русского жилого дворцового интерьера, практически, целиком сохранившегося без значительных переделок и дополнений.

Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Камины выполнены из малахита и мрамора. Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы – они были заказаны специально для Большого Кремлёвского дворца.

Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей, во дворце, ни разу не повторяются. Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего, в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Открывает анфиладу Собственной половины огромная зала Столовой. Ее стены облицованы белым и желтым искусственным мрамором. Сводчатые потолки, с лепным украшением, опираются на массивный центральный столп, который визуально связывает облик этого помещения с архитектурным решением Грановитой палаты. Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе».


Будуар Императрицы создан в спокойных тонах, стены и мебель обиты розовым шелком. В мебель для Будуара входит 24 предмета – разной формы: диваны, столы и стулья. Мебель выполнена из орехового дерева.


В будуаре находится и один из самых красивых каминов дворца, он как-будто вытесан из цельного камня – так плотно подогнаны и отшлифованы пластины малахита. Форма, пропорции, плавно изогнутые линии всех его конструкций только подчеркивают его красоту, а накладные золоченные украшения, придают особую изысканность. Каминные часы привлекают внимание затейливой формой и причудливым механизмом. Эмалевый круг – календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазу луны (нижняя часть часов). Над ним – часы в форме вазы, с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабские цифры показывали минуты, а римские – часы. Все это – в бронзовом, золоченом оформлении.


За Будуаром императрицы располагается Опочивальня. Сине-перламутровые тона, в сочетании с белым и позолотой, создают ощущение чистого ночного неба. В опочевальне господствуют два цвета – синий и золотой. Опочивальня Императрицы роскошна и изыскана одновременно. Атмосфера покоя и благочестия царствует здесь.


Сплошь золоченный мебельный гарнитур создан в стиле Ренессанс. В этом гарнитуре насчитывается 31 предмет. Камин из белого Каррарского мрамора украшают часы под названием «Ночь».


Часы «Ночь» представляют собой циферблат в виде темно-синего шара с накладными цифрами, звездами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам, стоят на золоченой подставке, с литыми золочеными женскими фигурами.


Кабинет Императрицы подчеркнуто декоративен и оформлен в стиле «буль». Господствующим является темно-малиновый цвет, созвучный духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.


Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева, и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Мебель здесь обита шелковой с золотом тканью. Золоченные изысканные часы и вазы дополняют убранство Кабинета.


Гостиная Императрицы – белоснежная с золотым, восемь гибсовых барельефов – символы искусств, еще четыре, изображающих времена года, украшают ее. Мебельный гарнитур, в стиле Людовика XV из бирюзового дерева, тоже позолочен и обит узорным штофом. Мебели, здесь, мягких изгибающихся конструкций, в стиле рокаэль, во множестве отделанные прихотливыми завитками и цветами.


Главным украшением гостиной являются изделия из фарфора – вазы и торшеры. Потолок украшает большая люстра с лепными цветами, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Она изготовлена керамистами Петербургского императорского фарфорового завода, в единственном экземпляре, специально для интерьеров Большого Кремлёвского дворца.


В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.

Путеводитель по архитектурным стилям

При Иване III здесь появился комплекс зданий. Самому царю не довелось пожить во дворце - его завершили уже при Василии III. Время и пожары не щадили постройку, но каждый раз ее отстраивали.

В 1768 Екатерина II заказала Василию Баженову перестройку дворца. Архитектор создал проект, по которому весь должен был превратиться в один дворец. По плану огромное сооружение спускалось террасами к набережной. А на его постройку только по предварительным подсчетам нужно было 20-30 миллионов рублей.

Баженов даже изготовил из лиственницы разборную модель размером 17м х 10м. А для нее построили одноэтажный Модельный дом. Эта модель впечатляла даже тех, кто был скептически настроен по отношению к проекту. Удивляло все: и техника изготовления, и размеры модели (во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек). Сейчас некоторые элементы модели хранятся в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева.

Начали сносить кремлевские постройки и южную стену , но весной 1771 года Москву захлестнула эпидемия чумы. За ней последовал бунт. Дорогостоящее строительство Кремлевского Дворца остановили.
На следующее лето вырыли котлован для фундамента. Но дальше стройка не двинулась из-за отсутствия средств. А весной 1775 года Екатерина II приказала засыпать котлован. Оскорбленный Баженов отказался руководить этой работой. При этом москвичи тоже были против грандиозной стройки, и порой архитектору приходилось спасаться бегством от разъяренной толпы.

В 1838-1849 годах архитектор К.А. Тон построил новый Большой Кремлевский дворец, который объединил постройки пяти веков. Николай I лично следил за ходом работ и утверждал каждый лист проекта. В результате получился дворец, который своими размерами и роскошью отделки превзошел все современные ему постройки.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Большой Кремлевский дворец состоит из системы корпусов и теремов, расположенных прямоугольником вокруг внутреннего двора. Там около 700 залов. Пять из них названы в честь российских орденов.

Ордена появились в Европе в XI веке как военно-монашеские и предназначались для крестовых походов. К XVII столетию они стали уже знаками отличия, и тогда их позаимствовал Петр I.

Каждый из орденских залов Большого Кремлевского дворца соответствует ордену названием, тематикой и цветовой гаммой декора. Например, в Георгиевском зале размещены мраморные доски с именами георгиевских кавалеров, в обивке преобладают оранжевые и черные цвета (как на георгиевской ленте), а в нишах установлены 18 колонн с мраморными статуями работы И.П. Витали, символизирующими победы русского оружия и земельные присоединения. До сих пор в Георгиевском зале вручают правительственные награды.

Главный фасад Большого Кремлевского Дворца тянется вдоль Москвы-реки на 125 метров.

До революции его украшали 5 белокаменных барельефов с гербом России и несколько барельефов с гербами исторических владений Российской Империи (Москвы, Казани и др.). После революции их спилили, так как в здании заседал Верховный Совет СССР. Место центрального двуглавого орла занял барельеф с гербом СССР, а вокруг расположились буквы: «С», «С», «С», «Р».

Во время реставрации Большого Кремлевского Дворца в 1994 году восстановили исторические барельефы на фасаде. Воссоздали также интерьеры Александровского и Андреевского залов, которые в 1932-1934 годах были объединены в зал заседаний. На реставрацию потребовалось около 350 миллионов долларов США.

Сейчас весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме , является Резиденцией Президента РФ. Здесь проходит церемония вступления президента в должность, а также подписывают ключевые международные соглашения.

А еще у Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.

Говорят, что... ...дерево для модели Большого Кремлевского Дворца Баженова взяли из разобранного тогда дворца Алексея Михайловича в Коломенском.

Большой Кремлевский Дворец на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Большого Кремлевского Дворца?

На протяжении всей своей истории Московский Кремль был цитаделью власти; в великокняжеских и царских чертогах текла повседневная жизнь правителей Руси. Эта жизнь так тесно связана с историей государства, составляет такую важную часть понятия «Кремль», что обойти здешние дворцы молчанием нельзя, Несмотря на то, что доступ в них широкой публики закрыт, хотя бы ненадолго заглянем в их прошлое и настоящее.

Со времен Ивана Калиты княжеский дворец занимал самое красивое место - на Боровицком холме с видом на реку. Был он традиционно деревянным и небольшим.
Иван III расширил свои владения в Кремле и повелел в 1492 году итальянским зодчим, заслужившим похвалу за Грановитую палату, построить каменные чертоги.

Иван Грозный продолжил расширять хоромы за счет деревянных построек. Главной достопримечательностью тогдашнего дворца была тронная Золотая палата на месте нынешнего Георгиевского зала.

Борис Годунов возвел свой деревянный дворец на крыше каменного строения, так что царская семья жила на головокружительной по тем временам высоте. Внезапная кончина государя прервала еще более крупные его проекты.

Императрица Елизавета велела перестроить обветшавшие годуновские палаты. Новый дворец получился вычурным и неудобным, так что Екатерина II предпочитала в Москве останавливаться в домах вельмож. При Александре I попытались навести порядок в царском жилище и поправить его после наполеоновского пожара. В 1817 году на старом подклете быстро возвели деревянные стены, обложив их кирпичом с двух сторон. Даже по тем временам это было несерьезно.

Архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты, а также храма Христа Спасителя (1794-1881)

Исправить положение взялся Николай I, больше своих предшественников любивший Москву и Кремль.
Для постройки нового дворца он привлек архитектора Константина Тона, угодившего императору своим проектом храма Христа Спасителя. Оба эти здания должны были утвердить, торжество русской национальной идеи. Императорская резиденция, названная Большим Кремлевским Дворцом, строилась целое десятилетие и стала достойным соседом древних памятников.


Фасад дворца нам хорошо знаком: это один из видовых символов Москвы и всей России.

Дворец был построен в 1838-1849 годах и открыт 3 апреля 1849 года, на Пасху. Протяженность главного фасада здания со стороны Москвы-реки с запада на восток - 125 м, высота с куполом и флагштоком - около 50 м. С севера Дворец соединен с Теремным дворцом, с востока к нему примыкает Грановитая палата, а с запада - Оружейная. Здание занимает около 3,5 га.

Перед архитектором стояла непростая задача. Подчеркнуто национальные вкусы Николая I определяли стиль нового дворца как древнерусский. Это соответствовало и окружающему архитектурному ансамблю. Вместе с тем дворец, предназначенный для пышных многолюдных церемоний, неизбежно должен был стать огромным сооружением, не совместимым с традициями древнего русского зодчества. Но выход нашелся. Национальные мотивы Константин Тон использовал для декора фасада, окружив окна белокаменной резьбой. Парадные залы второго этажа получили два ряда оконных проемов, что создает впечатление терема с маленькими окошками. Из-за этого двухэтажный дворец выглядит снаружи как трехэтажный. Внутренние помещения дворца - буйство имперской роскоши. Эклектический стиль, великолепное убранство, обилие ценнейших материалов в отделке - настоящий архитектурный праздник.


  1. Боярская площадка.
  2. Владимирский зал.
  3. Георгиевский зал.
  4. Александровский зал.
  5. Андреевский зал.
  6. Кавалергардский зал.
  7. Екатерининский зал.
  8. Парадные апартаменты императрицы.
  9. Церковь Рождества Богородицы.
  10. Теремной дворец.
  11. Золотая Царицына палата.
  12. Дворцовые церкви.
  13. Церковь Ризлоложения.
  14. Святые сени.
  15. Грановитая палата.
  16. Благовещенский собор

Советская эпоха пощадила это здание, но все же внесла сюда серьезные изменения, так как некоторые помещения дворца использовались для массовых политмероприятий.

В 1990-е годы фасаду и двум залам дворца был возвращен тот вид, который они имели до революции. В кокошниках под крышей над центральным входом вновь установили пять двуглавых орлов вместо советского герба и четырех букв «СССР», а над ними - гербы бывших царств и областей прежней России (санкт-петербургский, казанский, московский, польский и другие).

Говорят, что в дворцовых постройках около 700 комнат и залов, но мы прогуляемся (хотя бы в воображении) только по самым примечательным. В том числе по знаменитым парадным залам, названным в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский.

В отделке дворца были использованы материалы со всех концов Российской империи. Широкая парадная лестница с 58 ступенями и пятью площадками, сделанная из ревельского камня (Ревель - ныне Таллин), ведет на второй этаж. Прежде чем подняться, стоит повернуть из вестибюля налево и пройти в так называемую Собственную половину - императорские апартаменты. Император с семьей останавливался здесь, когда приезжал в Москву из северной столицы - Санкт-Петербурга, однако большую часть времени эти семь комнат пустовали. Поражают инкрустированная мебель, хрустальные люстры, фарфоровые торшеры, малахитовые пилястры и каминные бронзовые часы. Многое из этого убранства создано трудом русских мастеров.

Минуем столовую, гостиную, кабинет императрицы, будуар, опочивальню, приемную и попадаем в кабинет императора, угловой в здании. Отсюда открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Стены кабинета частично обиты ясенем, а в остальном - зеленой материей. Шесть картин на стенах изображают события, связанные с войной 1812 года. Но здесь давно уже никто не работает. Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице на второй этаж, к залам. Прямо - вход в аванзал (прихожую перед парадным залом). Мимо двух огромных хрустальных ваз в него ведут двери пятиметровой высоты, сделанные из цельной ореховой доски без клея и гвоздей. Когда-то здесь находилась картина Ильи Репина, изображавшая Александра III с депутацией от крестьян - волостными старейшинами, а с 1950-х годов - полотно с выступлением Ленина на III съезде комсомола. Ныне посетителей в аванзале встречает картина художника Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


Отсюда попадаем, пожалуй, в самый знаменитый зал - Георгиевский , который выглядит сейчас, как и сто лет назад. Назван он в честь военного ордена св. Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II в 1769 году, и является самым большим во дворце (площадь - 1250 кв. м, высота - 17,5 м). Некоторые «прогрессивные» критики в свое время заявляли, что убранство этих залов свидетельствует «о претенциозном, но мало развитом художественном вкусе и способно поразить своею пышностью лишь малокультурного обывателя». Наверное, и мы относимся к числу последних, потому что увиденное действительно поражает. На мраморных досках в нишах и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров, среди которых императоры Александр II и Александр III, великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Имена появлялись на досках вплоть до конца XIX века. На 18 колоннах (по девять колонн с каждой стороны) стоят мраморные женские фигуры со щитами, на которых изображены гербы различных земель. Они символизируют победы русского оружия и земли, вошедшие в состав России за пять веков (с Пермской земли в 1472 году до Армении в 1828 году, включая Малороссию - Украину).

Бронзовые каминные часы у одной из стен изображают св. Георгия-всадника. У противоположной стены - часы в виде уменьшенной модели памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Гигантские бронзовые люстры отражаются в паркете, набранном из разных пород дерева, - настоящем произведении искусства, выполненном по рисункам академика живописи Федора Солнцева в XIX веке.

Убранство Александровского зала. Сейчас на заседания в нем собираются члены Государcтвенного совета

В XIX веке каждый зал имел свое значение во время дворцовых церемоний.
В Георгиевском императора встречали московские чиновники, представители дворянства и почетные граждане. В 1945 году в этом зале русской военной славы устроили торжественный прием для участников парада Победы.

Далее следует Александровский зал . В его громадных стенных зеркалах отражаются Москва-река и вся панорама за окном. Этот зал посвящен ордену св. Александра Невского, который учредила Екатерина I в 1725 году. В золотых украшениях на потолке и арках - барельефы со знаками этого ордена и загадочными буквами «S.A.», которые на самом деле означают Sanctus Alexander , то есть «Святой Александр». Шесть картин продолговатой формы, по три над дверьми с двух сторон, иллюстрируют легендарные эпизоды из жизни Александра Невского, в том числе Ледовое побоище в 1242 году и отказ от поклонения идолам в Орде. В барельефе над дверями с одной стороны князь изображен воином, а с другой - в образе монаха-схимника, что символизирует его земную и небесную славу. В этом зале императора на торжественных выходах приветствовали городские дамы.

В 1933-1934 годах Александровский зал объединили с соседним Андреевским для проведения XVII съезда ВКП(б). Получилось длинное, пеналообразное помещение, названное Залом заседаний, где проходили партсъезды и сессии Верховного Совета. В нише, устроенной на месте императорского трона, установили 10-метровую мраморную статую Ленина. 12 июня 1990 года здесь был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации - событие, ставшее основанием для нового праздника. Восстановление российской государственности и возрождение национальной символики отозвались изменениями и здесь. Оба зала полностью восстановлены в 1995-1999 годах.

Андреевский зал назван в честь первого русского ордена - св. апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I в 1698 году. Орденские цепи и звезды изображены на дверях. Андреевские кресты - наверху колонн. Это тронный, самый главный зал кремлевских дворцов. Здесь в дни торжеств по случаю коронации император с супругой принимали поздравления от своих подданных. На тронном месте до конца XIX века стояло императорское кресло, украшенное резьбой в древнерусском стиле. Затем под балдахином с горностаевым пологом установили три кресла - царствующего императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. На спинках тронов были изображены их вензеля. Сзади на пологе - двуглавый орел, а над балдахином - государственный герб России с архангелами с обеих сторон, надписью «Съ нами Богъ» и гербами всех царств и земель. Над этим местом изображено «Всевидящее око в сиянии» - православный символ Троицы. У трона постоянно находился один из дежурных дворцовых гренадеров.

Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, устроенный в 1930-х годах из Александровского и Андреевского залов. На месте императорских тронов стояла статуя В.И. Ленина высотой около 10 метров

Все то же самое, за исключением гренадера, увидят и те, кому сегодня посчастливится посетить дворец.
Кстати, орден святого Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году как высшая награда России, а чуть позднее и Андреевский зал вновь приобрел церемониальную функцию: здесь прошла инаугурация Президента Владимира Путина.

В 1930-х годах была разобрана и обходная галерея, примыкающая к Александровскому и Андреевскому залам, превращенным в Зал заседаний.
На ее месте устроили фойе Зала заседаний. Тогда же на месте снесенной церкви Спаса на Бору во внутреннем дворе выстроили служебное здание. В конце 1990-х годов и фойе, и служебное здание были полностью переделаны по проекту художника Ильи Глазунова, создавшего в служебном здании новые небольшие парадные залы (Петровский, Штофный, Каминный, Красный и Зеленый) для приемов и переговоров; фойе снова стало галереей, еще более помпезной, чем во времена империи, а на стенах помещены портреты правителей России за десять веков - от легендарного князя Рюрика до Николая II (кисти сына Ильи Глазунова - Ивана).

Проходя далее из Андреевского зала и поворачивая на север, попадаем в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался военный караул. Личная охрана традиционно состояла из черкесов (так тогда называли горцев Кавказа), поэтому мебель в зале - диван и стулья - символически изготовили из кавказского дерева - чинары. Соответствующая месту картина изображала смотр войск Алексея Михайловича у Новодевичьего монастыря в XVII веке. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где находились работники НКВД во время проведения съездов и различных мероприятий. Нынешняя мебель в зале сделана из карельской березы.

Кавалергарды, красивые офицеры в белых мундирах, составляли почетный эскорт императрицы. Согласно этикету, выражение «иметь вход за кавалергардов» означало, что данное лицо может входить на ту половину дворца, где располагаются тронный Екатерининский зал и парадные покои императрицы.


В этом зале под балдахином из малинового бархата стоял трон императрицы (сейчас его место у восточной стены свободно). На своих местах в зале остались великолепные торшеры. Зал посвящен ордену св. Екатерины, который Петр I учредил в 1714 году в честь своей супруги Екатерины I. Как известно, в 1711 году, во время Прутского похода, будущая императрица помогла Петру I спасти русскую армию от плена, подкупив турецкого главнокомандующего своими драгоценностями. Орденом награждали только дам, причем знаки первой степени могли иметь одновременно лишь 12 человек, не считая лиц императорской крови. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в этом зале на торжественных церемониях наряду с дамами придворными. Мы же можем узнать в этом интерьере место переговоров на высшем уровне - его часто показывают по телевизору.

Далее следуют апартаменты в зеленоватых с золотом и красных тонах с золоченой меблировкой - парадная гостиная и парадная опочивальня императрицы. В конце анфилады комнат проходим через парадную гардеробную, облицованную панелями темного ореха, и попадаем во Фрейлинский коридор Теремного дворца, в который выходили окна комнат придворных дам. В конце этого коридора в 1959 году устроили Зимний сад из мрамора и зеркал, в котором есть бассейн с фонтаном и более 120 видов тропических растений. Отсюда небольшая лестница приводит в последний парадный зал - Владимирский .

Зал посвящен ордену св. князя Владимира, учрежденному Екатериной II в 1782 году. Девиз ордена - «Польза, Честь и Слава», а среди награжденных - архитектор Константин Тон, историк и писатель Карамзин и многие другие, кто своими трудами принес великую пользу Отечеству и обрел неувядаемые честь и славу.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.


"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

 


Читайте:



Город Кведлинбург: интересные места

Город Кведлинбург: интересные места

Кведлинбург (Германия) - подробная информация о городе, главные достопримечательности Кведлинбурга с фото и описанием, расположение на карте. Город...

Самые красивые осенние города и страны Где самая красивая осень в мире

Самые красивые осенние города и страны Где самая красивая осень в мире

Таллин, Эстония Средневековые домики, симпатичные улочки, выложенные булыжником, невысокие здания нежно-пастельных цветов. А осенью Таллин — это...

Как правильно заключить договор аренды

Как правильно заключить договор аренды

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Оставьте свои данные и мы перезвоним через несколько секунд Бесплатная...

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Как вы думаете, много ли в Москве пустующих квартир, в которых не проживают собственники и она не сдается в аренду? Одна, три, пять - в каждом...

feed-image RSS