Главная - Франция
Описание озера имандра. Рыбы озера имандра. История названия озера Имандра

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Тип Название Код Город Код Расстояние
Аэропорт Кировск KVK Кировск (RU) KVK 84 км.
Аэропорт Мурманск MMK Мурманск (RU) MMK 141 км.

Имандра – самое большое озеро в Мурманской области. И уж точно – самое живописное. Его подробно описал писатель Михаил Пришвин, когда в начале XX века путешествовал по Кольскому полуострову. Многое с тех пор изменилось на Имандре. В первозданном виде сохранилась только его красота.

Водное кружево

Озеро Имандра расположено на западе Кольского полуострова. По площади оно занимает четырнадцатое место в России, уступая таким гигантам как Байкал, Ладога и Онега. Оно имеет вытянутую форму – при длине 120 км его средняя ширина составляет всего 14 км. Нередко от берега до берега бывает не более трех десятков метров.

Средняя глубина – около 16 м, но встречаются омуты глубиной 67 м! В зависимости от времени года, прозрачность колеблется от 3 до 6 м. В озеро впадает более десятка небольших притоков и три крупные реки – Пиренга, Монче и Белая, а вытекает только одна – Нива. Этим словом поморы называли участки между двумя порогами. А на Ниве насчитывается около 150 порогов.

Фото: Берега озера очень изрезаны

Берега озера настолько извилисты и изрезаны, что на карте оно напоминает голубое кружево. Такую сложную форму создали ледники в далеком прошлом. По водной глади разбросано более 140 островов. Самым большим считается Ерм. Поскольку в нескольких местах озеро предельно сужается, соединяясь протоками, принято делить его на три части – Большая Имандра, Экостровская Имандра и Бабинская Имандра. В начале XX века озеро было судоходным – по нему доставляли грузы для строящейся железной дороги.

Африканда на Имандре

На берегах озера расположены города Мончегорск и Апатиты, а также поселки Имандра, Зашеек, Хибины и Тик-Губа. Есть еще один поселок, имеющий необычное название Африканда. Он входит в городской округ Полярные Зори. Когда здесь строили железнодорожную станцию, стояла жара, и рабочие-путейцы шутили: «Жарко, как в Африке». Когда построили поселок, решили в шутку назвать его Африкандой. Имя прижилось.

А вот почему озеро назвали Имандра, точно неизвестно. Правда, есть легенда, согласно которой так звали дочь охотника, который жил на берегу крохотного озера. Однажды ее увидел молодой человек. Он был настолько очарован, что не мог отвезти от нее взгляда. Оступившись, он упал в пропасть и превратился в скалу. Имандра в отчаянии бросилась в озеро. Неожиданно оно расступилось и стало огромным. Позже его назвали по имени погибшей девушки.

Поскольку на берегах озера находится большое количество крупных промышленных предприятий, вряд ли можно говорить здесь о хорошей рыбалке. Хотя сига здесь ловят. Зато озеро и окрестные горы подходят для водных и пеших походов. Каждый апрель на льду организуют стокилометровый марафон на кайтах. Рядом расположен Лапландский заповедник, где проложены экологические тропы.

Как добраться

Водные походы по Имандре обычно начинаются в городе Кандалакша, где делают остановку поезда из Санкт-Петербурга и Москвы, следующие в Мурманск. На автомобиле до берега озера можно доехать по шоссе «Кола» (Р-21).

В любой части света, в любой стране и в любом регионе на земле можно найти чудесные и удивительные по своей уникальной красоте природные места. Здесь пойдет речь о прекраснейшем уголке, расположенном у города Мончегорска.

Это озеро Имандра (Мурманская область). В статье речь пойдет о необычном и красивом ландшафте, созданном природой этих мест.

Чем еще примечательны, кроме красоты пейзажей, эти края? Когда-то, в самом начале 50-х годов, здесь были построены крупнейшие гидротехнические сооружения и создано водохранилище - Нивский каскад ГЭС.

Немного о Кольском полуострове

Местоположение Кольского полуострова - Мурманская область, северо-запад Европейской части России. Омывают его берега Белое и Баренцево моря.
Самая главная достопримечательность полуострова - удивительная природа. Здесь есть все: горы, озера, реки, море и даже пустыня.

Занимает полуостров 100 тыс. кв. километров площади. На его просторах можно увидеть много удивительного и прекрасного в плане природных красот. Среди них и изумительное сказочное озеро, о котором пойдет речь чуть ниже. Оно расположено в центральной части полуострова.

Озеро Имандра: фото, местоположение, открытие

Это сказочное озеро - самое крупное на Кольском полуострове. Его площадь составляет 876 кв. километров. Форму водоем имеет сильно вытянутую с севера на юг (протяженность - 109 километров, ширина - около 19 км). Эта территория относится к Лапландскому заповеднику.

Открыт этот чудный водоем в 1880 году экспедицией геолога Н. В. Кудрявцева. Особенность озера заключается в том, что над водной его гладью виднеется множество удивительно экзотичных, самых разных форм сказочных островков. Их в общей сложности больше 140, а самый крупный из них - Ерм-остров (или Имандра Бабинская), площадь которого составляет порядка 26 кв. километров.

Сам город Мончегорск разместился на берегу оз. Лумболка, а с другой его стороны находится Монче. Это губа озера Имандра. Оно имеет довольно сложную лопастную форму с большим множеством заливов и бухт (они очень удобны для стоянки), а также большим количеством маленьких островов. Общая территория водоема составляет 876 кв. км. Самая большая глубина озера Имандра - 67 метров (средняя -19 м.).

Водоем подразделяется на три части:

  • северная - Большая Имандра: площадь 328 кв. км, длина - примерно 55 км. и ширина в пределах 3-5 км.;
  • центральная - Иокостровская Имандра: площадь 351 кв. км, ширина примерно 12 км, ширина самого узкого места 700 метров;
  • западная - Имандра Бабинская: площадь 133 кв. км.

В озере удивительно чистая и прозрачная вода. Дно просматривается даже с 11-метровой глубины. Питание водоема в основном дождевое и снеговое. В его пресных волнах водится разнообразная рыба: окунь, ряпушка, лосось, хариус, щука, кумжа, сиг.
Замерзает озеро в начале ноября и вскрывается лишь в середине лета (июне-июле).

Какие населенные пункты расположены здесь?

Имандра (озеро) - райский уголок Кольского полуострова. В этих красивых местах разместились такие населенные пункты, как одноименный с водоемом поселок Имандра, небольшие поселки Зашеек, Тик-Губа, Хибины, Африканды и город Мончегорск.

Притоки и исток озера

Всего в озеро впадает приблизительно 20 рек, среди которых Печа, Гольцовка, Малая Белая и Куркеньок. Крупнейшие притоки Имандры: Белая, Монче и Пиренга.
Истоком является река Нива.

Природные достопримечательности местности

Территория Имандры привлекает внимание многих туристов своей удивительно красивой природой. По воде можно добраться (на яхте или шлюпке) на восточный берег, переправляясь от одного острова к другому, и уже там совершить восхождение на вершины Юмечорр (высота 1096 метров) или Гольцовку (высота 847 метров) Хибинских гор.

Кроме всего, Имандра - озеро, облюбованное любителями кайт-серфинга - современного вида спорта. Что это такое? Кайт - это воздушный змей, сцепленный с парапланом.

Что собой представляет этот вид спорта? Человек стоит на земле и, держась за стропы, пытается удержать в руках кайт. Поймав восходящие потоки воздуха, он встает на доску (сноуборд снеговой, скейтборд, маунтинборд, вейкборд или ролики) и ощущает себя летящим. Говорят, впечатления непередаваемые. Причем чем больше сам кайт, тем более свободный и захватывающий «полет».

Спорт и туризм в Мончегорске

Этот водоем славится проводящимися здесь соревнованиями.
Имандра - озеро, на льду которого ежегодно в апреле проводятся международные 100-километровые гонки под теми самыми кайтами и подобными им другими парусами.

Также развиты здесь такие виды спорта, как каякинг, гребной слалом, фристайл, каякинг на бурной воде и скоростной спуск на бурной воде.

Существуют и туристические маршруты по рекам (2-я, 3-я и 4-я степени сложности), впадающим в оз. Имандра, и спортивные сплавы.

Для туристов здесь организовываются одно-, двух- и многодневные прогулки на яхтах, каяках и прочих видах водного транспорта. Имеются для этого прекрасные современные туристические суда: катамараны, рафты, байдарки и каяки полиэтиленовые.

Это замечательное и удобное место для зимних развлечений. Там, где находится озеро Имандра, сезон каякинга длится с мая по октябрь.

Хибинские горы

Хибинские горы - крупный, но не очень высокий (до 1202 м) горный массив, расположенный в 150 км. в северном направлении от Полярного круга. Болотистые тундры граничат с ним на севере и юге, а на западе и востоке от него расположены озера Имандра и Умбозеро.

Эти вершины представляют ряд горных плато, которые расчленены глубокими перевалами и ущельями с большим количеством обрывов.

Имандра (озеро) и его близлежащие территории привлекают к себе внимание еще и в связи с близким расположением к ним Хибин.

Происхождение названия острова

До сих пор происхождение названия озера полностью не раскрыто.

Такое необычное название у острова, предполагал А. Казаков , пришло из языка народов саамского происхождения и означает «озеро, имеющее сложную конфигурацию береговой линии, с множеством островов».

Есть также предположение (мнение Н. Н. Поппе), что "имандра" имеет общий корень со словом "иматра". Похоже, что это очень древнее название, причем неместного происхождения.

Лопарское местное название озера - Айверьявр, но оно давно вышло из употребления.

Есть еще одно предположение (С. Б. Васильев) состоит в том, что если учесть транспортное значение озера в повседневной жизни лопарей в основном в зимнее время года, можно предположить, что озеро сначала называлось Иннмандера. В переводе это или "ледовый материк", или же "пространство ледовое" (от сл. "инн" - "лёд" и "мандера" - "материк"). И уже позже оно стало звучать более благозвучно для поселенцев-русских.

В заключение - легенда

Имандра - это имя дочери охотника, жившего на берегу маленького озера. Дочь охотилась вместе с отцом. Она была красива и быстра, а смех ее пробуждал сонные горы. Молодой охотник, живший на другой стороне гор, однажды услышал ее звонкий хохот. Он пошел на этот звук и, увидев Имандру, был зачарован ее красотой. Он забыл, что горы имеют глубокие ущелья, потому что не мог оторвать от девушки своего взгляда.

Молодой человек упал в одну из пропастей, а Имандра стала умолять богов оживить этого юношу, но они молчали. Потом она часто плакала, когда приходила в ущелье, и однажды увидела, что одна из скал превратилась в лицо ее любимого, однако оно так и осталось каменным. Имандра в отчаянии бросилась в озеро, которое тут же расступилось и стало очень большим.

Длина: 120 км

Федеральный округ: СЗФО

Регион: Мурманская область

Тип водоёма: озёра

Рыба: гольян обыкновенный, ёрш, налим, окунь, хариус, щука, язь, голец, кумжа, сиг

Виды ловли: поплавочная ловля, донная ловля, спиннинг, нахлыст, ловля на живца, зимние виды ловли, другие виды ловли

Ширина: 14 км

Максимальная глубина: 67 м

Площадь: 876 км²

ГИМС: МЧС по Мурманской области

Статус: бесплатный

Имандра – крупнейшее озеро Мурманской области и 14-е озеро России по площади водного зеркала.

Озеро находится в западной части Кольского полуострова и относится к бассейну Белого моря. С созданием в 1952 г. ГЭС на р. Ниве (ныне каскад ГЭС) озеро оказалось в подпоре и стало водохранилищем многолетнего регулирования.

Площадь озера 876 км², длина 120 км, максимальная ширина 14 км, наибольшая глубина 67 м, средняя – 16 м. Площадь водосбора 12342 км².

В озере находится более 140 островов, наиболее крупный из которых – Ерм (26 км²). Озеро имеет сложную лопастную форму и морфологически состоит из трёх обособленных плёсов: Большая (Хибинская) Имандра (площадь 328 км²), Йокостровская Имандра (351 км²) и Бабинская Имандра (133 км²).

Берега озера представлены разнообразными типами: скалистые, валунные (наиболее распространённые), галечные, песчаные и болотисто-торфяные.

Впадает около 20 притоков, наиболее существенные: реки Малая Белая, Гольцовка, Куна, Печа, Куреньга, Монче, Вите и Куркен-йок (Курка), вытекает река Нива.

На озере расположен город Мончегорск, а также населённые пункты Имандра, Хибины, Тик-Губа, Африканда, Зашеек. На запад от Имандры расположен Лапландский заповедник.

Рыбы

В озере водятся щука, окунь, ёрш, язь, озерный гольян, хариус, кумжа, колюшка, сиговые рыбы, голец, корюшка, налим. Ихтиофауна водоёмов Кольского Севера, в том числе и озера Имандра, относительно бедна в видовом отношении. Из-за антропогенной нагрузки изменился видовой состав рыб: преобладают только сиговые, значительно сократилась численность гольца и кумжи. В зонах загрязнения у рыб наблюдаются патологии.

December 2nd, 2015

Мурманская область — регион, по заполярным меркам, достаточно густозаселённый и промышленно развитый. В том числе если сравнить её с соседними краями, расположенными по ту сторону государственной границы, — финской Лапландией и севером Норвегии. Но и на нашем Кольском полуострове есть немало глухих уголков, где не добывают руду, и нет военных баз. В некоторые из них даже нет автодорог, — только железные. Одно из таких мест — Имандра (ударение на И). Находится, правда, на магистральной железной дороге Петербург - Мурманск. На станции даже останавливаются некоторые поезда дальнего следования. Но менее глухим оно от этого не становится. Небольшая станция, открытая, как и вся дорога, в 1916 году, и маленький посёлок, выросший при ней. А вокруг всего этого — лес, величественные Хибины и озеро Большая Имандра, от которого станция и посёлок и получили своё название. В это место я поехал на следующий день после посещения Апатитов и Кировска.

На железной дороге есть такая вещь — рабочие поезда. По идее, предназначены они исключительно для путейцев, и пассажиров возить не должны, даже если имеют такую возможность. Но в России чем дальше от центральных регионов на север и восток, тем реже подобные формальности работают, уступая место простому человеческому взаимопониманию. И проявляется это в том числе и в таких мелочах, как, к примеру, возможность проезда обычному пассажиру на рабочем поезде. На дорогах Средней полосы такого не бывает, а вот в далёких краях рабочие поезда во многих случаях негласно являются общедоступными. Расписания их, однако, нигде официально не публикуются, но местные их и так знают. А я заранее в интернете, через местных жителей, выяснил расписание движения рабочего поезда Апатиты - Оленегорск, который нужен мне был для попадания на станцию Имандра. Если посмотреть расписания, то оказывается, что пригородный Апатиты - Мурманск ходит всего два раза в неделю, но на деле же, доехать можно в любой день. Так, ранним утром 27 июня я сел на этот рабочий поезд на станции Апатиты. Один сидячий вагон. Народу немного, и едут в основном железнодорожники. Но есть и другие пассажиры, в том числе туристы с большими рюкзаками. Я думал, они тоже сойдут на Имандре, так как это наиболее близкая к Хибинам станция, удобная для выхода на них, но они проехали дальше, — видимо, на Ловозёрские тундры. Итак, от Апатитов я еду дальше на север по Мурманской железной дороге. Ехать до Имандры — чуть больше часа. По пути поезд проезжал станции с названиями Хибины и Нефелиновые Пески. Слева по ходу поезда показались воды озера Большая Имандра, а в девять утра на станции Имандра я покинул рабочий поезд.

2. Вот так он выглядел. В голове — электровоз ВЛ60, один сидячий вагон, а в хвосте (в кадре не видно) — пустой грузовой вагон-платформа.

Я проехал на рабочем поезде, расписание которого узнать не так-то просто. Здорово, на самом деле, что в таких регионах подобная практика существует, — пускать пассажиров на рабочие поезда.

3. Поезд ушёл дальше на Оленегорск, то есть в направлении Мурманска. А я остался на станции. Вокруг никого нет. Маленький глухой посёлок, где часть домов заколочена, где-то вдалеке продолжает раздаваться постепенно смолкающий стук колёс. Дует ветерок, а когда он затихает, то нападают комары. "И куда это меня занесло?", — подумал я в этот момент.

4. Вменяемого здания вокзала здесь нету. Только пост дежурного — невзрачная кирпичная постройка. Обратите, кстати, внимание на квадроцикл. Здесь, как и на Соловках, это актуальный вид транспорта.

5. Вывеска с названием станции, похоже, ещё времён МПС. А может быть даже и советская ещё.

6. А погода сегодня такая же, как вчера. Правда, не такая переменчивая. Если вчера дождь часто сменялся солнцем, то сегодня стабильно пасмурно, да и дождя нет. Но в целом — такое же хмурое и холодное заполярное лето, когда в конце июня +12 градусов, а в воздухе летают тучи комаров.

7. Посёлок Имандра порождён железной дорогой и фактически вырос на пустом месте, как поселение работников станции. Кроме железной дороги здесь, в общем, ничего и нет. И выглядит Имандра совсем глухим местом, где даже людей я на поселковых улицах почти не встречал.

8. В некоторых домах, кстати, хорошо узнаются черты архитектурного стиля Мурманской железной дороги. Как уже говорилось, магистраль была построена в 1915-1916 годах, и на многих её станциях можно видеть дома железнодорожников в таком же стиле. Здесь, кстати, обратите внимание на уже довольно раритетные советские автомобили в правой части кадра. Интересно, куда здесь вообще на машине можно ездить? Если только в лес за грибами.

Но несмотря на всю свою глухоманность, станция Имандра достаточно известна среди туристов. Потому что отсюда начинается один из наиболее удобных маршрутов подъёма на Хибины. Собственно, и я, приехав сюда, намеревался сходить на ближайшую к станции сопку, а может быть и на гору Маннепахк, но, к сожалению, моя поездка на Имандру вышла в целом не очень удачной, потому что в планы вмешалась погода, — низкие тучи постоянно обволакивали безлесные вершины даже небольших гор.

9. Но всё таки погулял интересно. На Имандре я провёл достаточно много времени, так как приехал сюда на целый день, — вечером 22-й скорый Петербург - Мурманск повезёт меня в столицу Заполярья.

10. Снова пустынная станция Имандра. Стоит грузовой поезд из полувагонов. Большинство грузовых поездов здесь идут либо в Мурманский порт, либо обратно порожняком. А в полувагонах обычно возят уголь, — порт в Мурманске располагает крупным угольным терминалом, который я ещё покажу в постах про город.

11. А вот ещё — редкий тип грузовых железнодорожных вагонов. Такие вагоны называются апатитовозами, только возят в них не саму апатитовую руду, а полученный при её обогащении фосфатный концентрат. Видимо, часть его экспортируют за границу тоже через Мурманский порт, потому как основная часть продукции идёт в другом направлении — в Череповец, то есть не через Имандру.

12. Ну а вообще Имандра — это удивительное сочетание железной дороги, маленького посёлка, заполярной природы и суровых северных комаров.

13. Вот ведь сколько их! На самом деле, обитателей у станции Имандра намного больше, чем кажется...

14. Это, похоже, бывший стрелочный пост. Или путейский околоток. Удивительно, но всё сохранилось с начала XX века!

15. А вон, в загадочной дымке, виднеется гора Имандра, которую я и намереваюсь покорить. Забегая вперёд, скажу, что окончательно сделать мне это в итоге так и не удалось. Причина как раз таки видна на фотографии, — облачный покров настойчиво не желал уходить даже с такой небольшой высоты. Поэтому подняться удалось лишь частично, но и оттуда мне открылись достаточно интересные виды.

16. Горловина станции Имандра со стороны Апатитов. Оттуда я приехал, и сейчас решил на километр пройтись вдоль железной дороги в том же направлении.

17. Берег озера Большая Имандра. Мурманская железная дорога значительный отрезок пути между Апатитами и Оленегорском идёт точно по его восточному берегу.

18. Продолжаю идти вдоль путей. На этом кадре — вид обратно, в сторону станции, то есть в направлении Оленегорска и Мурманска. Временами на пасмурном небе где-то появляются просветы, но к сожалению, всё это шло мимо, а над Хибинами продолжали висеть тучи, и благоприятные условия для похода на гору так и не сложились.

19. Вспомните, какие корявые деревца растут на улицах Кировска, и обратите внимание, что здесь, на Имандре, которая расположена даже чуть севернее, растёт вполне нормальный такой лес, хоть и довольно низкий. Всё дело в разнице высот: Имандра находится в низине, лишь у подножия гор, а Кировск на довольно ощутимой высоте.

20. 1299 км от Петербурга. Довольно далеко заехал, в общем-то.

Мурманская железная дорога, по изначальному замыслу, должна была связать с остальной Россией побережье Баренцева моря, на котором был основан незамерзающий круглогодичный морской порт, благодаря которому и появился город Мурманск. Берег Баренцева моря на Кольском полуострове исторически именуется Мурманским берегом, или просто Мурманом (что, скорее всего, происходит от слова Норманны, то есть викинги). Но не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а полностью наоборот, — даже сам город изначально назывался Романов-на-Мурмане. Интересная особенность Мурманской железной дороги в том, что строилась она через почти совершенно незаселённые места. В то время ещё не было всех этих горно-промышленных городов — ни Кировска, ни Мончегорска, ни Оленегорска. Большинство населённых пунктов на Кольском полуострове располагалось вдоль побережий Белого и Баренцева морей, и, чтобы попасть, к примеру из уездного города Кола в Кандалакшу или Варзугу, надо было по морю огибать Кольский полуостров с востока. Но железная дорога в 1915 году пошла напролом почти поперёк горных массивов, по никому до этого не известному пути.

А стратегическая важность незамерзающего Мурманского порта (таковым он является благодаря Гольфстриму в Баренцевом море, который, кроме того, значительно смягчает зимние температуры в этом краю) оставалась весьма актуальной и в Великую Отечественную войну, когда там, во-первых, базировался Северный флот, а во-вторых, происходили поставки вооружения по Ленд-лизу. Поэтому перед советскими войсками стояла важнейшая задача не дать немцам полностью блокировать Мурманскую магистраль на участке между Беломорском и Мурманском (к югу от Беломорска она была уже перерезана финнами), и с этой задачей справиться им удалось.

21. Озеро Большая Имандра. На другом берегу видны уже не Хибины, а другие горные массивы ("тундры") Кольского полуострова. Здесь, вроде бы, видны горы Чунатундра и Мончетундра.

22. В чистом и прозрачном озере отражается пасмурное небо, придавая воде серебристый оттенок.

23. А вода действительно совсем прозрачная. Все камни видно, если стоишь на берегу. Фото сделано с зумом, — на самом деле, там не настолько мелкая глубина.

24. А на другом берегу озера, примерно в шести километрах отсюда, находятся садоводческие товарищества. Это — дачные посёлки жителей Мончегорска. Город расположен там же поблизости, но его отсюда не видно. Но даже дачи дают ощущение того, что озеро будто бы разделяет два мира. Здесь глушь, а на том берегу цивилизация.

Там — возле Мончегорска, проходит автомобильная трасса "Кола". Ну а здесь зато есть железная дорога, по которой довольно оживлённое движение. Правда, в основном грузовое, — про Мурманский порт я уже упомянул, а потом ещё и покажу его.

И пока я делал привал у берега озера, со стороны Мурманска как раз пошёл грузовой. Правда, в конце видео он почему-то остановился на перегоне. И поехал дальше лишь спустя примерно десять минут. Второй фрагмент видео снят уже около станции.

25. Затем я вернулся на станцию. Слева видны какие-то хозяйственные постройки, но их предназначение мне точно неизвестно.

26. А ещё на станции Имандра раньше был разворотный треугольник, от которого до наших дней дошли только насыпь, шпалы и несколько опор контактной сети, — видимо, треугольник в советские годы электрифицировали для возможности разворота одной секции электровоза.

Я решил сходить посмотреть разворотный треугольник, который тупиком выходил точно к берегу озера. Кстати, на насыпи в большом количестве лежали осколки изоляторов контактной сети, оставшиеся после её демонтажа. Один из таких осколков я решил подобрать на память, — теперь лежит у меня дома.

27. Какая-то деревянная будка возле действующего пути. Выкрашена, между прочим, в цвета РЖД. Но здесь — на магистральной линии, это выглядит всё же не настолько абсурдно, как на в Тверской области.

Поясню, для тех, кто не разбирается, что это такое. В наше время большинство магистральных локомотивов — двухкабинные, и для того, чтобы сменить направление движения, им нужно просто дать "задний ход". Иначе было в эпоху паровозов, которым для того, чтобы поехать в обратную сторону, нужно было выполнить процедуру разворота. Для разворота "одностороннего" локомотива существует два способа. Первый — это поворотный круг: локомотив заезжает на круглую площадку, оснащённую механизмом, при помощи которого он разворачивается на 180 градусов и выезжает обратно. Второй способ — это разворотный треугольник: локомотив заезжает на тупиковый путь, перпендикулярный маршрутному, задним ходом выезжает обратно на маршрутный путь по второму соединительному пути, который ведёт в другую сторону, и таким образом меняет направление движения уже по маршруту. Для того, чтобы сказанное было понятно, я проиллюстрирую схематично, как выглядит разворотный треугольник.

Схема минималистичная, но общую суть я отразил. Правда, пропорции не очень точные. Красным обозначен главный (маршрутный путь), а зелёным — разворотный треугольник, куда заходит локомотив. По правому соединительному пути он заходит в тупик, потом задним ходом выходит на главный путь по левому соединительному.

В наше время "односторонними" остались только маневровые тепловозы, и изредка ещё используются половинки двухсекционных локомотивов. Поэтому большинство поворотных кругов и треугольников в наше время уже не используется и демонтировано.

29. Тем временем, насыпь треугольника продолжает идти дальше к берегу озера. Два соединительных пути здесь уже сомкнулись.

30. И вот я уже выхожу к тупику. Надо же. Когда-то сюда заходили паровозы.

31. И останавливались вот здесь, чтобы затем выезжать назад. Передо мной — снова берег озера.

32. Здесь обнаружились какие-то бетонные конструкции. Вполне возможно, что это и есть остатки тупика треугольника.

33. И здесь же в траве я увидел какой-то ржавый якорь, что меня несколько удивило. Вероятно, на Имандре когда-то существовало местное судоходство (озеро, кстати, напрямую связано с Белым морем), и здесь располагалась пристань. Так что может быть, бетонные конструкции на предыдущем кадре и от пристани, а не от треугольника. Скорее всего, это было временное судоходство: либо для подвоза материалов при строительстве железной дороги в 1915 году, либо уже в 1930-е годы при строительстве на другом берегу города Мончегорска, — строители отправлялись туда от пристани у станции Имандра.

34. Даже какой-то именной кирпич я здесь нашёл. В целом, на Имандре довольно немало напоминаний ещё о дореволюционной эпохе.

35. От тупика треугольника я пошёл обратно к станции. Что интересно, в этом месте растительность выглядит именно как лесотундра, а не лес.

36. Горы по-прежнему в облаках. А на станции сделал остановку на пару минут какой-то поезд. Может быть и Мурманск - Петербург, — как раз где-то сейчас он и по времени должен здесь проходить.

37. Ну а дальше я довольно долго просто ходил по посёлку, ожидая, когда хоть немного рассеется облачная пелена над Хибинами. В посёлке тихо и малолюдно. Правда, иногда даже встречались дети, — наверное, на лето к бабушкам приезжают. Дома, кстати, не только времён постройки Мурманской магистрали, — есть и несколько советских двухэтажек.

38. Дореволюционные дома, правда, выглядят приятнее. Всё таки оформлены более красиво.

40. Однако в некоторых теперь заколочены окна. Видимо, население посёлка значительно уменьшилось из-за сокращения персонала на железной дороге в постсоветские годы.

41. Архитектура Мурманской магистрали пронизана псевдорусским стилем, который был характерен для начала XX века. В таком стиле строились и вокзалы. Правда, в войну от бомбёжек большинство из них было разрушено. Но вычурные деревянные вокзалы на станциях Кандалакша и Медвежья Гора я ещё покажу в рассказе об обратной дороге.

42. Деревянная будка с колодцем. Эта, может быть, уже советская.

43. А вот табличка — точно советских времён:

Вот такое тихое место Имандра. Туристов, идущих на Хибины, мне в тот день здесь не встретилось. Но сам я хотя бы краешком к Хибинам прикоснулся. Следующий рассказ будет о здешней природе и о том, как я ходил на склон ближней сопки, правда, не стал идти на самый верх из-за погодных условий.

 


Читайте:



Как правильно заключить договор аренды

Как правильно заключить договор аренды

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Оставьте свои данные и мы перезвоним через несколько секунд Бесплатная...

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Как вы думаете, много ли в Москве пустующих квартир, в которых не проживают собственники и она не сдается в аренду? Одна, три, пять - в каждом...

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт Монастира имени Хабиба Бургиба получил своё название в честь первого президента независимого Туниса (см. о нём ). Аэропорт работает,...

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Информация об аэропорте Россия, Москва, гражданский аэропорт Внуково. Международный код IATA: VKO Местное время: UTC + 3 Расписание рейсов:...

feed-image RSS