Главная - Франция
Россия: церковь троицы живоначальной в никитниках. Церковь троицы живоначальной в никитниках Церковь троицы в никитниках год создания

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.

Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках

Фресковые росписи стен


Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Начало Никитникова переулка



Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора» выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века. Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны финансовых воротил дореволюционной России.



А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг.



Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин, попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.


Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.....

Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств .

Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.

Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.

И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.

Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.



Общий вид северной стены



Иконостас



Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды


Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.

Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.



План церкви Троицы в Никитниках

Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года - музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.

В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.

Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное - в семидесятых.

Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века.

Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены

Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.



1 - Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».

Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы. А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но - двери рая перед ними оказались закрытыми! Стучи - не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым. Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.

Зарядье – один из крупнейших уголков Москвы, находящийся в южной части Китай-города. Это место получило такое название, потому что расположено за торговыми рядами.

Путешествие наше начнем от станции метро “Китай-город”, и путь наш в основном будет лежать по Варварке. Варварка – одна из древнейших в Москве улиц и главная улица Китай-города. По ней в 1380 г. въезжал в столицу святой благоверный князь Димитрий Донской после победы на Куликовом поле. Ныне это одна из своеобразнейших улиц центра Москвы. Со стороны Москвы-реки она сплошь состоит из древних построек. В наше время, в день празднования памяти учителей Словенских Кирилла и Мефодия, здесь проходит крестный ход, направляющийся из Успенского собора Кремля на Славянскую площадь, к памятнику этим святым. В прежние времена в конце Варварки были Варварские ворота, на которых была установлена Боголюбская икона Божией Матери.

Прежде чем идти по Варварке, пройдем в Никитников переулок. На углу Варварки – здание бывшего храма Иоанна Предтечи. В нем сейчас учреждение, а построена была церковь Филаретом Никитичем Романовым в память посвящения его в патриархи 24 июня 1619 г. В XVIII в. церковь была обновлена, и в ней сделали придел в честь священномучеников Климента, папы Римского, и архиепископа Петра Александрийского в память восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, пришедшийся на день празднования этих святых в 1742 г. Также здесь был придел Боголюбской иконы Божией Матери – эта чудотворная икона помещалась на Варварских воротах.

Свернем в Никитников переулок, и нам открывается храм Троицы Живоначальной в Никитниках. Сколько бы раз ни бывал здесь, всегда изумленно смотришь на это творение, глаз бежит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к кокошникам. В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота. Приближаясь к храму, любуешься им, и возникают сами собой слова молитвы: Пресвятая Троица, помилуй нас, и перед глазами встает “Троица” преподобного Андрея Рублева, и ощущаешь запах березки и сухой травы, которой усыпан в праздник пол храма. Первоначально на этом месте была церковь Великомученика Никиты. В 1626 г. здесь случился пожар, церковь, видимо, сгорела, но икону великомученика Никиты спасли. В 1630-х гг. ярославский купец Григорий (Георгий) Никитников, поселившийся рядом, построил каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Никиты-великомученика.

Приделы в этом храме посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской иконе Божией Матери. Грузинская икона Божией Матери в XVII в. из Грузии через Персию попала в Россию и прославилась чудотворениями. В 1654 г. во время мировой язвы икона была принесена в Москву, а список с чудотворной иконы был помещен в Троицкой церкви в Никитниках. Нельзя не сказать о том, что украшению храма много содействовал царский иконописец Симон Ушаков. Он написал несколько икон для иконостаса, одна из них знаменитая – “Насаждение древа государства Российского”, которая заслуживает особого рассмотрения. В храме замечательные росписи.

Середина и вторая половина XVII века отмечены крупными достижениями в самых различных областях культуры. В изобразительном искусстве намечается борьба двух противоречивых направлений: прогрессивного, связанного с новыми явлениями в русской художественной культуре, пытавшейся выйти за пределы узкого церковного миропонимания, и отживающего, консервативного, боровшегося против всего нового и главным образом против устремлений к светским формам в живописи. Реалистические искания в живописи являются движущей силой дальнейшего развития русского изобразительного искусства XVII века. Рамки церковно-феодального искусства с его узкодогматической тематикой становятся слишком тесными, не удовлетворяющими ни художников, ни заказчиков. Переосмысление человеческой личности складывается под воздействием демократических слоев, прежде всего широких кругов посадского населения, и находит отражение в литературе и в живописи. Знаменательно, что писатели и художники XVII века стали изображать в своих произведениях реального человека - своего современника, представления о котором были основаны на зорких наблюдениях жизни.

Процесс „обмирщения” начинается и в архитектуре. Зодчие XVII века при сооружении церквей отправлялись от привычных форм гражданской хоромной и палатной архитектуры, от народных деревянных строений. Это вдохновляло искусных строителей и талантливых резчиков по камню, тесно связанных с народом и с ремесленной посадской средой.

Новые формы архитектуры и живописи рождались в острой борьбе с теологическими основами церковно-феодального мировоззрения, в борьбе, свидетельствовавшей о кризисе религиозно-символической традиции в искусстве и о появлении в нем нового, жизненного направления.

В декоративно-прикладном искусстве - в росписи, в резьбе по камню и дереву - художники заимствуют изображения растительных и животных мотивов непосредственно из жизни. Они умело вписывают их в плоскость стены, в наличник, портал или в украшения на переплетах железных дверей. В этом мире ярко раскрашенных цветов с гибкими стеблями, пестрого оперения птиц причудливо переплетаются быль и сказка, все настойчивее пробивают себе дорогу реалистические тенденции. Сдвиги, происшедшие в искусстве XVII века, должны были содействовать появлению новых фресковых ансамблей, И они действительно создаются в посадских церквах. На стенах храмов возникают жизнерадостные, красочные картины на темы евангельских легенд, действия которых переносятся в обстановку русского быта XVII века. Одним из таких храмов явилась церковь Троицы. В ее роспись широким потоком вливаются увлекательные жанровые сцены, простор которым давали обильно представленные здесь сюжеты притч.

Исчезает былой аскетизм. В церковную роспись хлынула сама жизнь со всей ее конкретностью: событий, места действия, обстановки, костюмов, предметов быта, с человеческими переживаниями и горестями. Перед художниками, работавшими в церкви Троицы, встала трудная задача – найти способ размещения сложного состава библейских и евангельских сюжетов на стенах и сводах небольшого по своим размерам храма. Решая эту задачу с большим художественным тактом, мастера не перегрузили композиции многофигурными сценами, декоративной пестротой. Ритмически спокойный строй живописных ярусов, равномерно опоясывающих стены, четкая хронологическая последовательность в размещении сюжетов, масштабное соответствие изображенных фигур и расстояния, отделяющего их от зрителя, - все это вместе взятое создало новую изобразительную многоэпизодную систему росписи, гармонически сочетающуюся с решением внутреннего пространства церкви. Новшества росписи церкви Троицы не прошли бесследно. Выдающийся московский образец вызвал многочисленные подражания. Во второй половине XVII века подобными циклами фресковых изображений украшаются церкви поволжских городов, выстроенные на посадах по заказу богатых купцов или на средства мелких торговых людей и ремесленников. Эти монументальные ансамбли конца XVII века, разрушая сложившуюся веками церковную традицию, являют собой новые эстетические ценности. Обращение к окружающей действительности и внесение в традиционную церковную живопись непосредственных наблюдений над природой и бытом прокладывало пути для русского искусства XVIII столетия. Церковь Троицы в Никитниках стоит на высоком холме. Стройные вытянутые пропорции ее центральной части, увенчанной пятью главами, поставленной на высокий подклет, создают гармонический, цельный архитектурный образ.

В 1634 году, когда памятник был завершен, район Китай-города только начинал застраиваться боярскими и купеческими усадьбами и дворами, преобладали здесь мелкие деревянные дома. Величественный храм господствовал над всем урочьем. В ту пору он был подобен современным высотным домам. Яркая окраска кирпичных стен церкви Троицы, расчлененных нарядной декоративной отделкой из белого резного камня и цветных поливных изразцов, покрытие из белого немецкого железа, золотые кресты на зеленых черепичных главках10 - все вместе взятое создавало неотразимое впечатление. Архитектурные массы здания компактно скомпонованы, что обусловлено, очевидно, гармоническим соотношением внешнего объема и внутреннего пространства. Способствует этому и слитность всех составных частей храма, окруженных с двух сторон галереей.

В основе плана и композиции церкви лежит четверик, к которому примыкают приделы с двух сторон, алтарь, трапезная, колокольня, галерея и крыльцо. Принцип объединения всех этих частей храма восходит к типу крестьянских деревянных построек, основой которых являлась всегда клеть с прирубавшимися к ней сенями, меньшими клетями и крыльцом. Эта композиция еще во многом связана с зодчеством XVI-начала XVII столетия и является своеобразным завершением его развития на московской почве. Подобный композиционный прием можно видеть в памятнике XVI века - церкви Спаса Преображения в селе Острове на Москве-реке. Здесь по сторонам основного столпа пристраиваются симметричные приделы, объединенные крытой галереей.

Каждый придел имеет самостоятельный вход и выход на галерею. В конце XVI столетия и в XVII веке этот прием получил дальнейшую разработку. Следует заметить, что в шатровом покрытии Островской церкви уже намечается постепенный переход от глади стен к шатру - в виде нескольких рядов кокошников. Образцом законченного выражения симметричной композиции с двумя приделами по сторонам является храм Преображения села Вязёмы (конец XVI в.,) в подмосковной усадьбе Годуновых и церковь Покрова в Рубцове (1619 - 1626 гг.,). Последняя близка по типу к посадским храмам (старый собор Донского монастыря и храм Николы Явленного на Арбате).. Особенностью его являются: бесстолпное внутреннее пространство и покрытие по кокошникам. Однако в отличие от пятиглавого храма села Вязёмы здесь только одна световая глава. Сказанное выше показывает органическую связь церкви в Никитниках с посадскими храмами XVI-начала XVII столетия. Архитектурная традиция предшествующего зодчества сказалась в композиции церкви Троицы: два придела по сторонам главного четверика, галерея на высоком подклете, три ряда кокошников „в перебежку”. Однако при этом зодчий сумел найти совершенно иное решение внешнего объема и внутреннего пространства: приделы по сторонам главного четверика он расположил асимметрично. Северный большой придел получает трапезную. Миниатюрный южный придел не имеет ни трапезной, ни галереи.

Так, в отличие от церкви Преображения в селе Вязёмы. где галерея огибает четверик с трех сторон, в церкви Троицы галерея сохраняется только с двух сторон – с западной и северной (последняя, разобранная в XVIII- XIX вв., пока не восстановлена). В церкви Троицы три придела: северный - Никольский, южный - Никитский и Иоанна Богослова под шатровой колокольней. Таким образом, колокольня впервые в зодчестве XVII столетия входит в единый ансамбль с церковью, с которой она сообщается лестницей, находящейся в северном конце западной галереи. Новым конструктивным приемом, определившим особенности планировки здания, является перекрытие главного четверика сомкнутым сводом (с одной световой главой и четырьмя глухими), при котором внутри церкви оказывается свободное от столпов двухсветное помещение зального типа, рассчитанное на удобство рассмотрения росписи, украшающей стены. Этот прием был перенесен из гражданского зодчества.

В решении внешнего объема здания зодчие сумели найти правильное пропорциональное соотношение между главным четвериком, колокольней, устремляющимися вверх, и несколько расползающимися по горизонтали более низкими частями здания на тяжелом белокаменном подклете (приделы, галерея, шатровое крыльцо). Отличительная особенность композиции церкви Троицы в том, что она меняет свой живописно-художественный облик при восприятии ее с различных точек зрения. С северо-западной (со стороны теперешнего Ипатьевского переулка) и с юго-восточной (с площади Ногина) церковь рисуется единым стройным силуэтом, устремленным вверх, делающим ее похожей на сказочный замок. Совершенно иначе воспринимается она с западной стороны - отсюда все здание буквально распластывается, и перед зрителем предстают все его составные части: четверик, растянутая по горизонтали западная галерея, фланкированная подчеркивающей высоту церкви колокольней и входным шатровым крыльцом. Эта причудливая изменчивость силуэта объясняется смелым нарушением симметрии в композиции, которая была выработана в ХVI веке и при которой восприятие памятника оказывалось одинаковым со всех сторон.

В церкви в Никитниках большую роль играет нарядное внешнее убранство. Для привлечения внимания прохожих южная стена, выходящая на улицу, богато декорируется парными колонками и сложным венчающим стены антаблементом с широким многообломным карнизом, данными в непрерывной смене выступов и впадин, цветными изразцами и белокаменной резьбой, насыщенной сложными узорами, создающими причудливую игру светотени. Эта пышная декоративная отделка южной стены приобретала значение своеобразной вывески торгово-промышленной „фирмы” Никитникова. Со стороны же двора обработка наличников окон и апсиды придела под колокольней еще тесно связана с московским зодчеством XVI века (церковь Трифона в Напрудной и др.). Замечательный декоративный эффект производят на южной стене два белокаменных резных наличника. Преобладающий орнаментальный мотив в их объемно-плоскостной резьбе па выемчатом фоне - сочные стебли с цветами и бутонами граната. В растительный орнамент причудливо вписаны птицы. (При расчистке наличников окон были обнаружены остатки раскраски: на фоне - зелено-голубой, на орнаменте - красной и следы позолоты.) Эти два главных больших окна, располагающихся рядом, поражают смелым нарушением симметрии. Они различны по своей художественной форме и композиции. Одно - прямоугольное, другое - пятилопастное, прорезное. Вертикальные линии наличников и расчленяющие стены парные полуколонки несколько ослабляют значение горизонтальных многообломных карнизов, перерезающих линию стен. Вертикальная устремленность нарастающих форм наличников подчеркивается верхней линией окоп скилевидными кокошниками и размещенным между ними белокаменным киотом, высокий заостренный конец которого составляет непосредственный переход к покрытию по кокошникам.

При общей уравновешенности белокаменного декора поражает бесконечное разнообразие форм наличников с валиками, кокошниками и цветными изразцами, в которых почти невозможно найти двух повторяющихся мотивов. Затейливость декоративного убранства фасада обогатилась новым кокошникообразным двухлопастным завершением кровли над трапезной, восстановленным при реставрации южной стены в 1966 - 1967 годах архитектором Г. П. Беловым. Пышный декор придал церкви характер нарядного гражданского сооружения. „Светские” черты ее также усиливали неравномерное расположение окон и различие их размеров, связанное с назначением внутренних помещений.

Апсиды церкви несимметричны и соответствовали делению здания на приделы. На южной „фасадной” стене с помощью рядов окон, уступов стен и многообломных карнизов намечается четкое поэтажное разделение, подчеркнутое парными полуколонками на двойных пьедесталах в верхней части и совершенно иным членением широкими пилястрами стены нижнего этажа. Это только намечающееся поэтажное членение стен в церкви Троицы приводит к появлению во второй половине XVII века ярусных церковных сооружений. Богатое декоративное убранство южной стены белокаменной резьбой, украшения цветными поливными изразцами, поставленными на угол в виде ромбов, - все вместе взятое как бы подготавливает зрителя к восприятию еще более пышного внутреннего убранства церкви. Большие размеры окон южной стены, дающие обилие света, способствуют зрительному расширению внутреннего пространства. Особого внимания заслуживают резные белокаменные порталы в центральном внутреннем помещении, как бы подчеркивающие новые тенденции в решении архитектурного пространства, - объединение отдельных частей здания.

Здесь опять допущен свободный творческий прием – все три портала различны по своим формам. Северный - с прямоугольным входным проемом, богато декорированный сплошным орнаментальным узором, основу которого составляют плетения стеблей и листьев с пышными розетками цветов и плодов граната (резьба объемно-плоскостная на выемчатом фоне).

Портал завершается половиной пышной розетки гигантского цветка-граната с сочными завернутыми на концах лепестками. Южный портал прорезан в виде крутой пятилопастной арки с прямоугольными сторонами, как бы поддерживающими сильно выступающий многообломный карниз. Тот же растительный орнамент на выемчатом фоне, по углам пятилопастный наличник украшен миниатюрными изображениями попугаев, на хохолке и оперении их сохранились следы голубой и красной краски. Возможно, что разорванный МНОГОобломный наличник был увенчан раньше гигантским плодом граната, подобным гранату наличника правого окна па южной стене. Если северный и южный порталы вытянуты, устремлены вверх, то западный портал растянут вширь. Невысокий полуциркульный, он сплошь украшен резным белокаменным рельефным орнаментом из переплетающихся стеблей и многолепестковых цветов самых разнообразных неповторяющихся рисунков. Высокое качество белокаменной резьбы, близость ее техники к резьбе деревянного иконостаса и к резному орнаменту па сени 1657 года церкви Илии Пророка в Ярославле дают основание предполагать, что она является творением московских и ярославских мастеров, широко развернувших здесь, в церкви Троицы, свое художественное дарование.

Шатровое входное крыльцо с ползучим сводом, с двухлопастными арочками со свесом и белокаменными резными гирьками сильно выдвинуто вперед, в сторону улицы, как бы приглашая каждого проходящего зайти и полюбоваться.

Резные орнаментированные белокаменные гирьки - ведущий мотив декоративного убранства церкви, составляющий органическую часть всей архитектурной композиции.

Затейливая подвесная гирька вделана и в свод главного помещения церкви. Она представляет собой четырех птиц с распластанными крыльями, соединенных спинами. В нижнем конце гирьки - толстое железное кольцо, окрашенное киноварью, служившее для подвешивания небольшого паникадила, которое освещало верхние ярусы икон главного иконостаса. На внутренних гранях шатрового крыльца сохранились остатки росписи, изображающей картину „Страшного суда”. В XVII веке роспись от входного крыльца шла непрерывной лептой по ползучему своду лестницы и заполняла стены и свод западной галереи. К сожалению, никаких следов древней росписи и штукатурки здесь не удалось обнаружить, все остатки ее были сбиты при поновлении в середине XIX века.

Вверху, в замке свода входного крыльца, помещена тонкая, изящная резная из белого камня розетка, предназначавшаяся, очевидно, для подвесного фонаря, освещавшего изображенные здесь сцены „Страшного суда”. С западной галереи внутрь церкви ведет перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и решетками. Кованые прямоугольные решетки, составленные из пересекающихся полос, сооружены специально для предохранения парных белокаменных расписных колонок, располагающихся по сторонам входного портала.

Плоские поверхности полос на решетках покрыты сплошь простым насеченным орнаментом в виде извивающегося стебля, с отходящими от него завитками и листьями. На местах скрещивания полос размещены восьмилепестковые фигурные бляшки, украшенные мелким насеченным орнаментом. Железные двустворчатые двери с полукруглым верхом украшены еще более нарядно и причудливо. Остов их состоит из солидных железных вертикальных и горизонтальных полос, разбивающих полотнище дверей на равномерные квадраты. Судя по остаткам живописи, эти квадраты первоначально были расписаны цветами. На скрещивании полос - украшения в виде круглых сквозных прорезных железных блях, подложенных некогда алым сукном и слюдой. На дверных полосах выбиты изображения львов, коней, единорогов и кабанов, различных видов птиц, иногда на ветках и в коронах. Богатый состав пернатого мира не всегда поддается определению. Часто звери и птицы объединяются в геральдические композиции, включенные в растительный орнамент. О несомненном существовании образцов, которыми пользовались мастера, свидетельствует одна из птиц в короне, целиком заимствованная из миниатюр к лицевому Апокалипсису (по рукописи начала XVII в.).

Подобными рисунками мастеров кузнечного дела могли снабдить иконописцы, обладавшие зарисовками и прорисями с икон и из книг, которые они бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Среди украшений на дверях выделяются разнообразные по рисунку изображения сказочной райской птицы Сирии. Широко раскрытыми глазами птицы как бы зорко всматриваются в лицо каждого входящего в храм. На горизонтальных полосах в геральдической композиции представлены образы сказочных русалок с растопыренными руками и с круто завернутыми хвостами, павлинов, коньков, единорогов, львов и др. Образные мотивы этих зверей и птиц неисчерпаемы. Здесь ощущается и живое восприятие действительности, и фантастический мир сказок, и религиозные предрассудки. Однако было бы неверно считать, что мастера, работавшие над украшением входной двери, могли забыть о ее церковном назначении. Среди изображений на двери преобладают птицы Сирины и павлины, которых церковь считала символом христианской души и рая.

Н.П.Сычев считает, что в композиции росписи северной ниши в церкви Бориса и Глеба 1152 года в Кидекше павлины указывают на „райское” окружение, в котором пребывают изображенные святые. Это позволяет говорить о том, что в основе идейного замысла украшения двери лежало создание картины рая. Но в наивном творческом воображении мастеров из народа представление о христианском рае переплелось с фантастическими образами сказочного мира. Изображения „русалки-берегини”, крылатых грифонов, коней и других птиц и животных восходят к языческим верованиям. Русалкам, по языческим представлениям, молились о ниспослании дождя. Крылатые грифоны и другие звери охраняли жизнь от злых духов. Языческие символы, входящие в состав изображений па резных дверях церкви Троицы, свидетельствуют о живучести в народном творчестве XVII века этих неканонических образов, тесно связанных с фольклором.

В 30-е годы XVII века началось строительство каменного храма Живоначальной Троицы с Никитским приделом на месте сгоревшего деревянного Никитского храма. Ее возвел на свои средства живший по соседству богатый ярославский купец Григорий Никитников. Это сказочный .

Построена церковь Живоначальной Троицы в Никитниках так, что при взгляде на нее с разных сторон она воспринимается по-разному. Если смотреть с востока, храм кажется устремленным ввысь, но если зайти с запада, то он словно расплывается и распадается на составные части — четверик, вытянутая вдоль галерея и в высоту— колокольня, шатровое крыльцо... Сознательное нарушение симметрии к концу XVI века стало очень популярным архитектурным приемом.

В середине XVII века иконы для Троицкого храма в Никитниках пишут известные и . А сама церковь обретает одну из своих главных святынь — чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Храм пользовался особым почитанием москвичей, даже сам царь делал вклады в его обустройство.

В XIX веке началась первая реставрация церкви Троицы в Никитниках. К работам привлекли известного . Он сделал весьма образное описание церкви. Вот лишь один из примеров:

«Верхний плоский и широкий карниз также кажется взятым с дерева, хотя отдельные его обломы кирпичной архитектуры, а вставленные на угол изразцы составляют как бы отголосок тогдашнего способа украшения кожи и материй металлическими бляхами и пуговицами, а металлов — дорогими камнями».

А еще Даль предположил, что шатровая колокольня, построенная в 1653 году, появилась на месте более древней деревянной звонницы...

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках в XX веке

Церковь Троицы в Никитниках, хоть и подверглась за свою историю некоторым переделкам, все же избежала участи многих древних храмов, изменявших свой облик до неузнаваемости — в соответствии с новыми вкусами. Музеефикация в XX веке помогла сохранить в храме уникальные интерьерные росписи.

XX век стал для храма Троицы в Никитниках невероятно насыщенным. Он начался с посещения церкви Николаем II. Царь лично распорядился, какие именно обновления в ней надо произвести.

Но потом настал 1917 год. Храм пострадал в ходе революционных боев в Москве, а через три года вообще был закрыт, богослужения в нем прекратились. Впрочем, по сравнению с другими закрытыми церквями Москвы Троице в Никитниках в каком-то смысле повезло — до начала Великой Отечественной войны в нем действовал музей Симона Ушакова, плюс к этому, в 1934 году, здание церкви передали в ведение Государственного Исторического музея. Усилиями специалистов началась новая научная реставрация храма. Она заняла почти 30 лет, и за это время удалось обнаружить уникальную настенную роспись, датируемую 1652 годом. Подлинные фрески были покрыты несколькими слоями более поздней живописи.

С начала шестидесятых годов прошлого века в Храме Живоначальной Троицы в Никитниках действовал музей древнерусской живописи. Со всех сторон церковное здание «облеплено» безликими и давящими коробками зданий ЦК КПСС, ныне Администрации Президента РФ — сомнительное стеклобетонное «художество» архитектора Скокана образца 1960-х. Новые здания полностью закрывают церковь отовсюду, увидеть ее целиком можно только, находясь совсем рядом. О былом господстве красного храма с зелеными куполами над Китай-городом больше нет и речи, архитектурная среда полностью уничтожена.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:39


Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:53


Помимо главного храма, освященного во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь в Никитниках имеет три придела: во имя великомученика Никиты, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Богослова. В подклете располагается теплая церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, обустроенная уже в наше время.

Исторические интерьеры Троицкой церкви уникальны. Двухсветовой объем основного храма во всю высоту, включая свод центрального купола, покрыт очень хорошо сохранившимися росписями. Их яркий колорит и выраженная сюжетность —зримое воплощение начала новой эпохи в русском изобразительном искусстве. Красоту стенописи подчеркивает резной шестиярусный иконостас, сохранившийся от XVII века. На стенах алтаря — изображения апостолов, пророков, праотцев, а также Таинств Церкви.

Стены и своды Никитского придела также сплошь покрыты росписью. Одна из фресок изображает семью Никитниковых — весьма смело, надо сказать, со стороны изографа было включить в церковную роспись мирян, пусть даже и храмоздателей. Впрочем, именно в Никитском приделе такое изображение более чем уместно — под его полом, в родовой усыпальнице, погребены двое рано умерших внуков ярославского купца — Борис и Григорий.

Убранству Никольского и Иоанно-Богословского (в первом ярусе колокольни) приделов повезло значительно меньше. Оно сохранилось только фрагментарно, к его полноценной реставрации еще не приступали. Интересно изображение Христа с двумя серпами —символом Страшного Суда — на алтарной стене Богословского придела; здешняя стенопись посвящена апокалиптическим сюжетам. Никольский придел, «возобновленный» в начале XIX века, расписан, в соответствии с тогдашней «генеральной линией», в живописноакадемическом стиле. Но, возможно, под позднейшими записями реставраторов ждут дивные находки.

В главном храме и Никитском приделе обращают на себя внимание старинные медные паникадила. На них — двуглавые орлы; подобные символы не могли появиться просто так; весьма вероятно, что паникадила — царский дар церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:59


Волна 1990-х годов, когда старые храмы сотнями возвращались Русской Православной Церкви, каким-то образом обошла стороной церковь Троицы в Никитниках. Надо сказать, что еще в 1991 году власти Москвы приняли решение о передаче Троицкого храма верующим для совершения богослужений, — однако де-факто этого не произошло. До начала XXI века церковное здание по-прежнему оставалось в ведении Государственного Исторического музея.

В конце 1990-х годов были возобновлены богослужения в подклете Троицкой церкви — в отапливаемом «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери. Дореволюционный Грузинский придел, устроенный в 1904 году, не сохранился: после закрытия храма в 1929 году и передачи его музею придел разобрали как «новодел», согласно традициям советской реставрационной школы. Спустя семьдесят лет обустраивать храм пришлось заново. В подклете Никитниковской церкви зазвучали молитвы, у икон затеплились свечи. На колокольню подняли большой колокол. Верхнюю церковь передали приходу на несколько лет позже — распоряжение о выселении музея было подписано только в декабре 2006 года.

Сразу же встал вопрос о ремонте и благоустройстве верхнего храма. Возобновить богослужения в нем удалось к 2009 году; правда, до сих пор они проводятся только в дни больших церковных праздников — будничная жизнь прихода по-прежнему сосредоточивается в небольшом нижнем Грузинском приделе.

В начале 2010 года, в процессе очередных ремонтных работ, реставраторы открыли настенные росписи, датируемые ориентировочно 50-ми годами XVII века. Возможно, их автором был

Неподалеку от улицы Варварка расположен короткий Никитниковский переулок, где сохранился один из превосходных памятников первой половины XVII века - церковь Троицы «в Никитниках», иногда именуемая церковью Грузинской Богоматери (по хранившейся здесь иконе). Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г. Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.
Долгий срок строительства храма объясняется тем, что к нему постепенно добавляли отдельные пристройки - то в виде двух приделов, то в виде колокольни, трапезной-притвора, крыльца. Вся эта группа разнохарактерных объемов, поражающая живописностью декоративных приемов их обработки, была в связи с расположением храма на косогоре поставлена на высокий подклет, что обострило сказочный характер архитектуры с ее «узорочьем», столь ценимым в XVII веке на Руси. Несмотря на все особенности церкви Троицы «в Никитниках», в ней находят себе место и развиваются те же архитектурные принципы, что и в соборе Василия Блаженного. Композиция храма невольно заставляет вспомнить жилые деревянные хоромы того времени, отличавшиеся сложным построением. Именно в светском зодчестве каменных дел мастера находили примеры при возведении каменных храмов. Поэтому-то в архитектуре церквей XVII века не только появляются детали, которые представляют собой не что иное, как переложение в камне и кирпиче деревянных форм, но и возрастает светское начало.
Мастера наделили завершающие части Троицкой церкви особой декоративностью, чтобы выделить ее среди окружающих деревянных строений города. Особенно живописен верх основного храма с его сложно скомпонованным антаблементом и ярусами кокошников, украшенных в тимпанах муравлеными - зелеными изразцами.
Заказчика, видимо, привлекали все те новшества, которые он видел в только что отстроенном кремлевском Теремном дворце. Именно этим можно объяснить наличие изящной белокаменной резьбы, покрывающей наличники окон главного южного фасада здания и его внутренние порталы. Некогда эта резьба была раскрашена, отвечая красочной гамме фресок, украшающих внутренние стены храма. Фрески полосами обходят основное помещение. Их относительно небольшой масштаб (по сравнению с фресками XV-XVI вв.) и пестрота красок соответствуют узорчатости наружных декоративных форм.
Иконы сохранившегося иконостаса были выполнены Симоном Ушаковым - основоположником светотеневой живописи в русском искусстве. Особенно хороша икона «Благовещение», выполненная Я. Казанцевым и Г. Кондратьевым при участии С. Ушакова. Она обращает на себя внимание детально выписанным архитектурным пейзажем. По колориту, насыщенному золотом, икона несколько напоминает живопись по финифти (эмали).
Церковь Троицы «в Никитниках» так богата архитектурными деталями, что может считаться как бы энциклопедией - собранием архитектурных приемов и деталей, которые не раз применялись в позднейших памятниках Москвы XVII века.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.

 


Читайте:



Обзор курортов кипра с лучшими песчаными пляжами

Обзор курортов кипра с лучшими песчаными пляжами

Значительная часть побережья острова покрыта галькой и серым песком вулканического происхождения, но есть и настоящие «жемчужины» – пляжи с мягким...

Нет беретам, да – багетам

Нет беретам, да – багетам

Дарье Сиротиной. Вот что она пишет о себе: "Я человек, у которого два состояния: или я куда-то еду, или я собираюсь куда-то уехать. Люблю моду,...

Можно ли провозить в самолёте красную икру?

Можно ли провозить в самолёте красную икру?

Дата публикации: 2017-08-09 Информация в статье периодически обновляется, сейчас она является актуальной по состоянию на август 2017 Красная и...

Куда сходить в Шерегеше: развлечения и отдых после катания Катание на коньках

Куда сходить в Шерегеше: развлечения и отдых после катания Катание на коньках

Вы, наверное, уже заметили, как много в последнее время стало лыжников и сноубордистов? Данные виды спорта с каждым годом набирают у жителей России...

feed-image RSS