Главная - Таиланд
Что посмотреть на Сахалине в первый раз? Гид по. Советы всем, кто едет на сахалин Путешествие по сахалину и курилам

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.

В конце июля пятеро отважных путешественников,не испугавшихся трудностей длительного перелёта, медведей и суровых погодных условий,прибыли на Сахалин для пешего двухнедельного похода по острову.Наш поход был разбит на три части:поход на мыс Великан;поход по старой разобранной железной дороге Южно-Сахалинск Холмск и поход в бухту Тихая к подножью хребта Жданко.

Часть 1

г.Южно-Сахалинск-г.Корсаков-пос.Озёрский-о з.Вавайское-мыс Великан-пос.Охотское-г.Южно-Сахалинск

Данная поездка начала разрабатываться нами еще более года назад и вот в ноябре 2012года у авиакомпании Аэрофлот случилась распродажа билетов на данное направление,по данной распродаже были приобретены билеты на беспересадочный рейс Аэрофлота в Южно-Сахалинск и обратно,всего за 11300руб в обе стороны.Главной целью данной поездки было фотодокументирование и проход по старой Японской железной дороге от Южно-Сахалинска в Холмск,через множество тоннелей и галерей.С каждым годом линия всё больше зарастает растительностью,разворовываются рельсы,мосты,появляются обвалы в тоннелях,возможно через несколько лет данный маршрут будет вообще непроходим.

Южный из окна самолёта

Прибыв в Южный мы первым делом озадачились покупкой газа для горелок,ещё в Москве я подготовил адреса спортивных и туристических магазинов куда следовало зайти за газом,но зайдя в первый туристический магазин нам объяснили,что газ продаётся в супермаркетах и мы пришли совсем не по адресу((((. После этого мы зашли в супермаркет купили два баллона газа,хлеба,газированной воды и были готовы выдвигаться на маршрут.......

Погода была солнечная и теплая мы решили не ждать вечерний дизель на Новодеревенскую,а ехать сразу в Корсаков (благо автобусы ходят туда каждые 30 минут). Далее Корсакова до озера Вавайское можно добраться на автобусе на Новиково (ходит раз в день и не каждый день),в этот день он уже уехал,нам оставалось доехать бусом до пос.Озерский,а далее стопить попутки или топать пешком.

Залив Анива

Посёлок Озёрский

Посёлок Озёрский представляет собой две улицы параллельно морю,есть многоквартирные 4-5 этажные дома,далее в сторону посёлка Новиково идёт пыльный грейдер,попутных машин почти не было,на встречу шел достаточно большой поток машин в основном джипов. Дорога идёт непосредственно вдоль залива Анива,вода теплая.Мы не стали ждать удачи в поисках попутной машины,а сразу пошли по дороге,уж очень хотелось уйти дальше от населёнки в уединённое место.Пройдя несколько километров по берегу сворачиваем с основной дороги влево и встаём лагерем на берегу реки Аракуль,пресная вода в реке,дрова рядом в лесу. Утром продолжаем идти по дороге,лишь последние несколько километров подъезжаем на микроавтобусе до озера.

Озеро Большое Вавайское

Озеро Большое Вавайское служит местом отдыха,вода теплая,берег песок,по берегам растет пихта,кедровый стланник.В рабочий день отдыхающих мало,ребята которые нас подвезли до озера очень удивились,что мы без машины.Когда узнали,что мы с материка провели целую фотосессию с нами и со своими женами....
Ночевка на берегу озера,дрова рядом в лесу,вода в озере,на следующий день нам предстоит переход более 20 километров по грейдеру до мыса Великан.

Дорога на Великан

Утром идем по хорошо укатанному грейдеру на север в сторону Свободного,затем правый поворот на грунтовку которая поднимается на Тонино-Анивский хребет,машин нет,погода тёплая,в нескольких местах с хребта открывается замечательный вид на солёное озеро Тунайча. Встретили корейцев на кроссовых мотоциклах,ездили на Великан,сопровождающие и переводчик,стояли на развилке дорог.Питьевая вода появляется только после начала спуска с хребта к морю.

Озеро Тунайча,вид со Тонино-Анивского хребта

После спуска с хребта погода портится,с моря дует ледяной ветер,идёт морось,на море небольшой шторм.Оставив девушек и вещи в небольшой бухте у мыса Птичий,идём с Юрой на разведку к мысу Великан.По берегу не пройти (прилив),прошли по дороге которая идёт сверху,на дороге медвежий навоз,дошли до мыса,есть хорошая стоянка в ложбинке двора,вода рядом,ветра почти нет.Вернулись за вещами и девушками,уже темнеет.....,весь следующий день гуляли по окрестностям и отдыхали.Южнее мыса Великан находится рыбачий стан,иногда ездят грузовики.

Непогода у мыса Птичий

Утром погода улучшилась,в отлив можно пройти по берегу до мыса Птичий,приехало несколько машин к мысу Птичий жарят шашлыки.Во второй половине дня погода портится, опять дует ветер и идёт изморось.Вечером сходили к рыбакам спросили не пойдёт ли грузовик,рыбаки ничем не обнадёжили,значит опять пойдём через хребет пешком.

Штормит

Утром позавтракав выдвинулись в обратный путь,у мыса Птичий вообще безлюдно,дует ветер,попутных машин нет.На встречу попались два микроавтобуса и джип,уже после спуска с хребта встречаем трёх женщин на велосипедах,они из Санкт-Петербурга катают уже четвертый раз по Сахалину.Далее идём по скучной грунтовке в сторону Свободного,стопим проходящие машины,поймался джип загрузили девушек и все рюкзаки,сами с Юрой потопали пешком до Свободного,дело пошло быстрее.Прошли 12 км чуть более чем за 2 часа.Девушки разведали место ночевки,ночевка на озере Айруп,вода теплая,дрова в лесу.

Озеро Айруп

Весь следующий день мы добирались до Южного.Сначала пешком по берегу Охотского моря,затем опять поймали машину и отправили девушек с рюкзаками в Охотское,а сами продолжали идти пешком.Дорога пыльная,машин очень мало,по дороге попался карьер ездят грузовики,сильно пылят,стопом никого не берут.Из Охотского в Южный автобус ходит три раза в день,девушки могли бы успеть на дневной,а с нами только на вечерний.По дороге нам попался рыбацкий стан,на берегу небольшой маяк.Охотское небольшой посёлок,есть магазин,база отдыха,много рыбаков на берегу,на остановке продают больших крабов 2000руб штука.

Первое, с чего следует начать этот репортаж, это заявление, заставляющее вас вернуться на землю – ВАС ТУТ НИКТО НЕ ЖДЁТ!

Нет, Сахалин нуждается в туристах и Острову есть, что показать (и этого «есть» очень много). Но, парадоксально, конечно же - в туристах нужды нет. Развитие туризма необходимо, а туристы нет. Иначе, как ещё можно расценивать, что ни в аэропорту, ни на морском вокзале Холмска (куда прибывает паром с материка) нет НИ ОДНОГО стенда с туристической информацией и раздаточным материалом (буклеты, путеводители и т.п.). Обошёл весь аэропорт – ничего нет. Ларьки с сувенирами, по заоблочным ценам, есть, а вот стоек Агентства по туризму (государственного, между прочим, учреждения) нет. Да и само агентство запрятано так, что не каждый то и найдёт. Когда же мы всё-таки нашли офис, то были поражены ледяным равнодушием сотрудника. Кроме «здравствуйте» мы так и не дождались от него ни одного слова. На острове мне постоянно приходила на ум фраза сотрудницы одной из сахалинских баз отдыха: «Очень нравится тут работать! Вот если бы не эти туристы!».

По сему, вам очень пригодятся наши советы. Мы поможем и ответим на основные вопросы: где жить, как перемещаться по Острову, где питаться, что смотреть и т.п.
Начинаем…

Транспорт

Добраться до Сахалина можно либо морем (паром из Ванино), либо самолётом (из Москвы, Хабаровска, Владивостока и т.д.).



Паром очень зависит от погоды и идёт 14-18 часов. Двухместная каюта на верхней палубе стоит около 4000 рублей. Самый дешёвый билет (сидячий) – чуть более 700 рублей. Предварительное бронирование платное, входит в общую стоимость. Если хотите удешевить поездку на 300 рублей, то попробуйте обойтись без брони. Но, в «высокий» сезон (с мая по сентябрь) можете застрять на 3-10 дней, т.к. в это время на Остров едет очень много сезонных рабочих. Туалет и душ общие. Бесплатный, но скромный обед, прилагается. Цены на питание в остальное время не очень высокие, но пассажиры предпочитают питаться самостоятельно. Прибывает паром в Холмск.

Самолет от Хабаровска стоит от 4600 рублей до 7000 за место эконом-класса. Лететь до Южно-Сахалинска немногим более часа. Если хотите сэкономить, то попробуйте купить билет за 1-2 дня до вылета . Мы, таким образом, сберегли по 2000 рублей за каждого. Внутри региона есть местные авиаперевозки. Самолёты летают до Охи и Ногликов, но билеты дорогие, т.к. авиаперевозки рассчитаны, в основном, на газовиков и нефтянников.


Общественный транспорт на Сахалине весьма развит. Цены не высокие. Автобусы и маршрутки ходят как между городами, так и внутри самих районов. На север области, до Ногликов, можно добраться на поезде. Ходит два раза в сутки (правда с разницей в пару-тройку часов). От Ногликов до Охи ходят маршрутки. Аренда машин дороже, чем на материке, на 30-50%, а компаний не так и много. Автостопом передвигаться по Острову не советую (не смотря на уверения некоторых девушек о простоте этого способа).

Во первых, чем дальше на север острова, тем меньше машин, двигающихся в нужном вам направлении. Иногда проходит не более двух машин в час и скорее всего они не остановятся, т.к. дорога в тех краях не очень хорошая. Во вторых, если вы не молодая и симпатичная девушка ваши шансы на автостоп вообще близки к нолю, т.к. водители опасаются останавливать незнакомым людям в малолюдных местах. Связано это с тем, что не так давно водителей грабили и убивали под видом автостопа. Время прошло, а опасения остались. Сервисы, типа «бла-бла кар» на Острове практически не работают. Наш совет: по югу острова на автобусах и маршрутках, на север на поезде и далее на тех же маршрутках .

Жильё

Это главная проблема сахалинского туризма. Цены в гостиницах просто запредельные. Номер, за который в Москве или Владивостоке вы заплатите 2000 рублей, на Сахалине обойдётся вам не менее 3500. Но… при таких высоких ценах, в летнее время все гостиницы забиты до отказа и свободный номер можно забронировать минимум за две недели.

На севере области гостиницы ещё дороже. Парадокс: частники, сдающие квартиры посуточно, ориентируются на гостиницы и стоимость этих квартир (как правило, однокомнатных) не менее 1800-2500 рублей в сутки. Совет: в Южно-Сахалинске есть пара хостелов с отдельными, двух-местными, номерами не дороже 1500 рублей. В Поронайске, Ногликах и Охе в наличии замечательные гостиницы на дому, где трёх-комнатная квартира на шесть человек обойдётся вам не дороже 3500, а двух-комнатная 2000-2300. Бронировать жильё на Сахалине надо заранее Средняя стоимость – 3000 рублей.

Кстати, не советую рассчитывать на ночлег в палатке на севере области. Вдоль дорог идут сплошные мари и болота и найти место под бивак весьма проблематично .

Питание

Продукты на Острове дорогие. На вопрос: «Почему так дорого?» вам начинают рассказывать про трудности завоза продуктов с материка, забывая при этом объяснить, почему, при таком раскладе, сигареты и алкоголь стоят один в один как на материке (на Острове нет собственного ЛВЗ), а салат из местного лопуха стоит 550(!) рублей за кило. Кимчи (острая корейская капуста) и маринованный папоротник тоже не дёшевы. Колбаса и сыр стоят запредельно. Приходилось видеть колбасу по 900-1000 за кг. Есть областная программа «доступная рыба». По этой программе продают замороженную камбалу и т.п. по сниженным ценам. Но цена хлеба в 50-70 рублей за буханку нивелирует эти плюсы.

Красная икра и прочие морские деликатесы на Сахалине в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве или Владивостоке. Браконьерский варёный краб в Долинском районе и в Охотске стоит от 1000 до 3000 рублей за штуку.

Местная ягода (брусника, голубика и т.п.) тоже кусается. На материке та же, но замороженная ягода, стоит в два раза дешевле.
Совет: рыбу и овощи лучше покупать у рыбаков, а так же частников и на маленьких рынках в городах и посёлках. Можно сэкономить до 70%.

Два кило свежайшей корюшки обошлось нам всего в 250 рублей. В сети супермаркетов «Семейный» есть чудная акция – после 20 часов и до закрытия они торгуют кулинарией собственного производства со скидками до 50%, правда курица-гриль стоит там 950 рублей за кило. Интересуйтесь, где можно вкусно и дёшево поесть у «дальнобойщиков» и полицейских – и те и те лучше всех осведомлены, где порции большие, а цены маленькие .

Достопримечательности, природа и климат

Вот чего чего, а достопримечательностей, как природных, так и рукотворных на Острове не просто много, а великое множество. Хотите краткий (очень) список? Вот он:
Холмск – морские ворота Сахалина
о. Монерон
«Чёртов мост»
Сахалинский грязевой вулкан
Мыс Великан
Бухта Тихая
Черемшанский водопад
Мыс и Маяк Анива
Озеро Тунайча
Птичье озеро
Мыс Крильон
СК «Горный воздух»
Пик Чехова
Ботанический сад
Сити-молл (музей медведя)
Сквер Асахикава
Гора Вайда
Мыс Свободный
Полуостров Шмидта
Поронайский заповедник
Клоковский водопад
Мыс Слепиковского
Россыпь агатов мыса и реки Чёрной
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей и о некоторых из них, а так же о многих других, мы расскажем в следующем нашем рассказе.

Эта область - единственный регион, целиком и полностью расположенный на больших и малых островах. В её составе непосредственно сам Сахалин, с расположенными в татарском проливе небольшими островами Монерон и Тюлений, и, конечно же, Курильские острова. Со всех сторон область омывается водами Охотского и Японского морей, а так же Тихого океана.

Пожалуй, главная «фишка» Сахалина и Курил - крайне высокая сейсмическая и вулканическая активность. Об этом постоянно напоминают установленные по всему побережью плакаты с надписями «Цунамиопасная зона» и «При цунами бегите на возвышенность» (особенно порадовал этот совет в Поронайске, где до ближайшей возвышенности бежать километров 20-30).

За время нашего нахождения на Сахалине произошло два землетрясение (одно в 4 бала), которые мы даже не заметили. Самое неспокойное место области - Курильские острова. Здесь расположены 9 действующих вулканов.
На Острове очень много рек, озёр и болот. Главные реки острова Тымь и Поронай.
Растительность острова весьма разнообразно.

От бамбучника, аралии, элеутерококка и гигантских лопухов на юге, до лиственниц и морошки на севере. Одна из характерных особенностей Острова - гигантизм травянистых растений. Гречиха сахалинская, белокопытник и дудник медвежий вырастают высотой до трёх (иногда и до 4-х) метров. В Невельске, прям в черте города, располагается лежбище сивучей, которые живут тут с ноября по март. Иногда их ещё называют морским символом Сахалина - единственной в России области на островах.

На Сахалине очень много медведей, но нам так и не удалось встретить хотя бы одного, хотя, по радио, постоянно рассказывали о выходящих на дороги, и в населённые пункты, медведях. За месяц пребывания на Острове мы встретили всего двух лис, которые, так же, выходят к дорогам, в надежде получить, что ни будь вкусное от проезжающих автомобилистов.

Совет: если хотите получить хорошие фотографии лис, выходящих на обочины дорог, держите под рукой обычный сухой корм для собак (коими лисы и являются, в конечном счёте). Но… ни в коем случае не разбрасывайте остатки еды и не оставляйте еду на ночь в открытом виде (для любителей походного образа жизни) – так вы привлечёте к себе бродячих медведей, ищущих пищу .
Необычайно богаты рыбой местные реки и озера, а так же, моря вокруг острова. В прошлые годы эти места были богаты на лососевые породы рыб, но в этом году рыба не пришла. Нерест был настолько слабым, что это вызывает серьёзные опасения за дальнейший промысел «красной» рыбы. На острове, на его севере встречается сахалинский осетр, а самая большая пресноводная рыба - калуга. Говорят, что она достигает длины до 5 метров и весит до 1 тонны.

Климат на Острове настолько неустойчив, что сменяется по несколько раз на день. Не лишним будет держать дождевик постоянно под рукой. Средняя температура зимой от −6 до −24, а летом +19 до +10.

О том, что стоит посмотреть на Острове, мы расскажем в следующей части нашего рассказа...

Сначала много буковок (кому-то могут быть полезны), но потом фотки)))

По роду деятельности частенько бываю на острове. Нравится мне он… Климатом, природой, доступностью (и НЕдоступностью) многих красивейших уголков, приветливым народом. Много чем.
После очередной командировки и рассказов о сопутствующих работе похождениях (в основном, рыбалках) жена возьми да и скажи: «А поехали в отпуск на Сахалин на машине?!» Ну и… Поехали!

Волею звезд дата нашего планируемого отъезда совпала с пиком наплыва официальных и не очень работников путины (не путать ударение!), их даже вояки помогали развозить. Хорошо, что изначально допускался разбег по датам. День ИКС пришлось отложить на неделю. Когда же я очередной раз позвонил в транспортное агентство, меня ждал еще один «сюрприз» – ближайшая возможная дата еще на неделю позже планируемой. И дальше лучшего описания, чем опробованный на собственном опыте алгоритм действий по прохождению этого захватывающего квеста, не придумаешь. Хотя, скорее всего, кто не раз уже осуществил такой переезд, имеет свое видение, как и что лучше делать. Надеюсь, для «перворазников» будет интересно и полезно узнать, что:

1. Планирование поездки (и все пункты со 2 по 6) осуществлять не позднее двух недель до даты выезда.
2. Позвонить в агентство «Дальтранссервис» и узнать ближайшую дату, на которую можно подать заявку на паром.
3. Составить заявку в свободной форме с указанием дат отбытия ТУДА и ОБРАТНО, марки и госномера авто, паспортных данных с регистрацией сопровождающих лиц и контактных телефонов.
4. Оправить заявку по факсу или по эл. почте (лучше по факсу, т.к. почту проверяют не сразу) и убедиться, что все приняли и поняли.
5. На следующий день (а может и через два… узнать можно лишь регулярными звонками) заявку обработают и поставят в планирование парома. Тогда же только можно узнать ДАТУ (!!!) и во сколько рублей денег это мероприятие вылилось. БЫТЬ ГОТОВЫМ к тому, что запланируют на день раньше, чем указано в заявке. Бронируется место под авто и пассажирские места для сопровождающих в 4-местных каютах.
6. Если есть желание попасть в 2-местную, позвонить в пассажирскую кассу пароходства и рассказать им историю, что «Дальтранссервис» поставил в бронь авто и сколько-то людей на такое-то число. Объяснить, что хочется в 2-местную каюту. Обещать они ничего не смогут, но нужно попросить записать фамилии в «списки желающих».
7. Перед выездом позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, на какое время планируется паром. Запасшись терпением и спокойными нервами, время узнать можно…
8. Поездку спланировать таким образом, чтобы подъехать минимум часа за 4 до парома.
9. ПЕРЕД самым выездом позвонить в «Дальтранссервис» и сказать что выезжаем (назвать фамилии и номер авто). Также позвонить в пассажирскую кассу и тоже подтвердить выезд (напомнить про желание попасть в 2-местную каюту).
10.Даже если этого не сказали делать, ПОЗВОНИТЬ в «Дальтранссервис» с поворота Лидога-Ванино и подтвердить поездку.
11.По приезду в Ванино… Да-да-да… Позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, когда можно заехать на территорию порта.
12.Добраться до офиса «Дальтранссервис» в порту, заплатить деньги и оформить проездные документы (Это отдельная ветка квеста… Пояснения диспетчера по телефону, как добраться до офиса могут привести совсем в другой угол порта, поэтому лучше следовать по чекпойнтам на карте).
13.Немного подождать на стоянке около офиса и получить на руки документ. КОНОСАМЕНТ. Именно он дает право заехать и зайти на борт парома. Только теперь можно спокойно выдохнуть.
14.Заехать на паром. Со времени заезда и до выезда авто находится вне доступа. Позаботиться о вещах срочной необходимости на период до суток.
15.Пройти по пирсу до проходной и при проверке документов спросить про каюты. Если выполнены все пункты выше – фамилия присутствует у проводников на верхней палубе (именно там расположены 2-местные каюты) и там скажут номер.
16.После отхода парома доплатить разницу цены.

ВСЕ!!! Квест пройден!

Говоря сразу о дороге назад отмечу, что в Холмске информационное обеспечение о пароме организовано лучше. Диспетчеры «Дальтранссервиса» более приветливы, отвечают на вопросы без интонаций, что ты и так уже все должен знать.

Ну а дальше – свобода!
Благодаря наличию машины в доступности от получаса до 3-х часов езды находятся места, в которые приезжаешь и… отдыхаешь душой и телом. Не знаю, как это описать, но иногда наступает ощущение нереальности происходящего (особенно чувствовалось на перевалах, где с одной стороны виден залив, с другой океан, а перед тобой полянка, на которой рядом растут брусника, ягель, кедровый стланик, лопух и бамбук).

Особых задач мы перед собой не ставили, хотелось побывать в максимуме красивых и интересных мест, в которые может доставить наш авто. Для себя хотелось попробовать словить сильного лосося на лайтовый спиннинг и на нахлыст (что и было осуществлено).

А рассказывать можно долго. Лучше покажу немного фото.

P.S. справочно, вдруг кому поможет в планировании:

Посещено: мыс Евстафия, мыс Великан, мыс Трудный, водопад Клоковский, водопад Айхор, гора Быкова, гора Лягушка, Чертов мост и куча разных бухт, озер и Бог его знает чего еще…
Пройдено 3800 км пути. Средний («по больнице», с учетом трасс, города, перевалов и бездорожья) расход бензина составил 13 л/100 км.
Стоимость АИ-95 на острове – 41 р. 20 коп.
Стоимость перевозки авто и 2-х сопровождающих на пароме – 19800 р. в одну сторону плюс доплата за размещение в 2-местной каюте – 1600 р. за двоих. Цена перевозки авто зависит от его занимаемой площади.
Стоимость съемной квартиры в центре города – от 1500 р./сутки за однокомнатную и от 2500 р./сутки за двушку.

мыс Евстафия, чушки были когда-то на свиноферме, но как она перестала фунциклировать, сбежали и слегка одичали. их пробовали ловить и на шашлык - говорят, невкусные, потому что жрут в основном водоросли... теперь бегают по всей округе, внезапно появляясь из кустов.

перешеек на мысе. в бухте слева все кому не лень собирают чилима, ежей, и ловят камбалу.
справа уже море. лосось, окунь, краб.


по дороге на мыс вполне себе живописные ветряки))

на горе Быкова. обещалась солнечная погода с видами "вон туда и туда и еще вот туда", однако на гору села туча и фотосессия была в стиле "жена ссыльного декабриста"


водопад Клоковский. 3 часа пути от Южного по асфальту вдоль побережья и меж гор.
большой, шумный, настоящий))

хребет Жданко. одно из многих мест по дороге, на которых невольно останавливаешь машину и "залипаешь" на вид.

бухта Тихая. наверное, самое большое (может быть, единственное) разочарование поездки.
мы ее прозвали бухта Затхлая. хотели тут остаться на ночь, а то и на две. уехали через час. может, просто не повезло с чистой водой и контингентом окружающих отдыхающих... хотя по отзывам народа, многие в восторге.

 


Читайте:



Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Доверительное управление квартирой от компании «акрус-сити» Доверительное управление недвижимостью посуточно

Как вы думаете, много ли в Москве пустующих квартир, в которых не проживают собственники и она не сдается в аренду? Одна, три, пять - в каждом...

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт «Энфида»: услуги воздушной гавани

Аэропорт Монастира имени Хабиба Бургиба получил своё название в честь первого президента независимого Туниса (см. о нём ). Аэропорт работает,...

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Новая схема движения на привокзальной площади в аэропорту внуково

Информация об аэропорте Россия, Москва, гражданский аэропорт Внуково. Международный код IATA: VKO Местное время: UTC + 3 Расписание рейсов:...

Тайны океанских глубин (6 фото)

Тайны океанских глубин (6 фото)

Марианская впадина является одним из самых глубоких мест океана. Ее глубина составляет 10 994 метра. Не исключено, что на дне впадины обитает...

feed-image RSS