Реклама

Главная - Туризм
Рашид мурсекаев. Вим-Авиа. Картонные крылья судьбы Рашида Мурсекаева. Почти уже татарстанский

Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург - там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он - сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова. Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России - Дальневосточным морским пароходством.

Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых - сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск - маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС - для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

Основной заработок там - заправка вертолётов и самолётов, - считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан - давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund. Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум - что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов - её бенефициар. Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Предположительное место регистрации офшора:

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), - рассказал Лайфу Кирилл Кабанов.

По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, - отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, - предполагает Синицкий. - Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

Осень - финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, - резюмирует собеседник. - Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК.

Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" , что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн.

Квартира Мурсекаевых в Скатертном переулке:

От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу - скорой или полиции.

Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой.

Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет.

Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические - более чем в 200 млн - долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров. Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу, что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры - подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

ВИМ — Авиа — зеркало российского капитализма и российской власти.

О ситуации с авиакомпанией ВИМ-Авиа знают все.

Всё, как всегда. Сначала — откровенное мошенничество, потом — остановка деятельности, потом — побег владельцев заграницу.

Общий ущерб от этой шарашкиной конторы ещё не определён. Ранее сообщалось, что задолженность «ВИМ-Авиа» перед российскими аэропортами составляет более 660 млн рублей.

Но это только вершина айсберга. Также известно, что эта «компания» успела продать на свои рейсы 200 000 билетов в порядке предварительной продажи, прежде, чем благополучно сгинуть в неизвестность.

Владельцев-аферистов зовут Рашид и Светлана Мурсекаевы.

Примечательно тут то, что сам Рашид Купипродаев, будучи официальным хозяином компании, владел всего 1% акций. 99% было в руках его супружницы. Знакомая схема, не правда ли?

Я назвал этого Рашида Мурсекаева Рашидом Купипродаевым вовсе не из язвительности.

Рашид Мурсекаев. Фото «Коммерсант».

В его биографии действительно нет ничего, кроме торговли. Сначала — помидорами, потом акциями. Вот как о нём пишет «Росбизнесконсалтинг»:

«Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас - председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом - консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» - Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes, Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Сегодня десятки тысяч людей, по словам Президента Путина, в буквальном смысле рыдают в десятках аэропортов России и зарубежных стран, не имея возможности ни вылететь к месту назначения, ни вернуться домой, без денег, без крыши над головой и даже без глотка воды. Это действительно ужасно, особенно если представить себе на их месте себя самого с маленьким ребёнком или с пожилыми родителями.

Но речь тут не о моральных или материальных последствиях аварии с ВИМ-Авиа. Об этом уже достаточно сказано с экрана телевизора. Речь совсем о другом.

Прежде всего, мне хочется понять, каким образом Купипродаев ВООБЩЕ оказался допущен к руководству авиакомпанией?

Каким образом продуктовый барыга смог получить право на руководство авиационным бизнесом, исключительно трудным организационно, технологически и потому требующим и опыта, и специальных знаний?

Он — лётчик? Сотрудник авиационной отрасли в прошлом? У него есть образование или, хотя бы, практический опыт руководителя крупной транспортной компании?

Что у него было на момент получения этого разрешения, кроме помидорных капиталов?

Спешу сказать сразу, и это — принципиальный момент в этой истории. Как бы вам ни показалось странным, я лично склонен винить этого беглого Рашида меньше всего! Он — никто! Он — «Рашид Отпущения». Он обычный барыга, жадный и бессовестный, какие сотнями тысяч шныряют по нашим просторам в поисках лёгких денег.

Это и есть реальный капитализм! Для особо патриотичных сопляков повторю:

— Капитализм — это не система производства товаров или услуг! Капитализм — это система производства денег! Любым путём! Хоть в строительстве, хоть в бане, хоть в авиации и космонавтике! Хоть в Америке, хоть на Украине, хоть в Бурунди! Деньги — вот главная цель и ценность капитализма и его адептов .

Мы официально ввели капитализм. За что же винить беглого Рашида? Он всего лишь хотел заработать. И заработал. Моральная сторона вопроса — вторична. СССР кончился, а с ним вместе кончились и вопросы морального порядка. Остались вопросы юридического порядка. Но это уже не Рашид. Это совсем другие люди.

Этот вопрос надо адресовать тем, кто выдал ему разрешение на его деятельность. Судя по всему, это сделало министерство транспорта в лице Максима Соколова.

И вот тут возникают вопросы другого рода.

По словам Путина, г-н Максим Соколов в своё время докладывал ему, что ВИМ-Авиа вполне достойная компания и полностью соответствует требованиям.

Что имел в виду Соколов? Знал ли он, что

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг - 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

http://www.rbc.ru/business/27/09/2017/59cbc0469a794740994e6c63

Если Соколов это знал, но скрыл от руководства страны, то он корыстный или полностью профнепригодный негодяй и должен отправиться под суд.

Если Соколов в момент выдачи сертификата эксплуатанта компании Рашида Купипродаева знал биографию этого фигуранта, знал, что ни бельмеса в авиации этот персик не смыслит и, тем не менее, разрешил ему работать, то он вновь корыстный или полностью профнепригодный негодяй и должен отправиться под суд.

Нет сомнений, что Соколов всё это знал. Потому что минтранспорта уже » строго предупреждало» ВИМ-Авиа больше года назад, в 2016 году:

В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем.

http://www.rbc.ru/business/27/09/2017/59cbc0469a794740994e6c63

Т.е. то, что эта шайка-лейка дышит на ладан, было известно более года назад, когда нынешние рыдающие жертвы беглого Купипродаева ещё и в ус не дули и весело смеялись.

Вполне допускаю, что Путин мог не знать нюансов биографии Купипродаева. Не царское это дело.

Вполне допускаю, что министр Соколов не говорил президенту о «некоторых сложностях» с этим перевозчиком, хотя сам знал всё отлично.

Но я никак не допускаю, чтобы Путин не знал нюансов биографии самого Максима Соколова. Который имеет отношение к транспорту или авиации такое же, как и сам…Рашид Купипродаев.

В 1985 г. поступил на экономический факультет ЛГУ им. А. А. Жданова на отделение политической экономии. Активно занимался комсомольской работой, был комсоргом курса. В 1987-1989 гг. был вынужден прервать обучение для службы в рядах советской Армии. В 1991 году окончил с красным дипломом экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

В 1989-1991 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ.

В 1991-1993 годах преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете СПбГУ.

В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России: 1870-х - 1914 гг.». Согласно анализу Диссернет, кандидатская диссертация Соколова содержит масштабные недокументированные заимствования из двух кандидатских диссертаций.

Попал в золотую сотню кадрового резерва Президента Российской Федерации.

В период с 1994 по 1999 годы являлся генеральным директором ЗАО «Росси» (системы подглядывания и подслушивания)

С 1999 по 2004 годы был генеральным директором ООО «Корпорация С» (Ныне закрыто. Работало не то в системе строительства, не то в системе ликвидации провальных проектов)

Классическая биография либерального пустозвона, нахлебника и дармоеда, готового на любую работу, лишь бы быть поближе к деньгам и к начальству.

На мой взгляд — ничего! Он имеет точно такое же отношение к управлению транспортом вообще и авиацией в частности, как и Рашид Купипродаев. Да и биографии у них похожи друг на друга зеркально! Не видом деятельности, а уровнем некомпетентности!

Есть у лётчиков такое выражение: «Скорость принятия решения». Это та критическая скорость разбега самолёта, когда командир корабля ещё может отменить взлёт. Или продолжить разбег на свою ответственность и уже только взлетать.

И это будет уже не критическая, а закритическая скорость.

Уровень компетенции Рашида Купипродаева — закритический.

Уровень компетенции Соколова — такой же.

Им обоим не надо было взлетать. Но оба взлетели. Купипродаев — по милости Соколова. А сам Соколов 21 мая 2012 года назначен Министром транспорта Российской Федерации (в составе Правительства Российской Федерации, сформированном Д. А. Медведевым).


В результате их взлёта на земле остались тысячи рыдающих людей.


А мы, опять выражаясь авиационным языком, продолжаем подъём и поднимаемся на новую высоту.

Медведев уж точно знал, кого именно он назначал министром. Люди с улицы министрами не становятся.

Значит, Медведев, зная биографию приятеля, назначал министра, исходя из собственных соображений о профессиональной компетенции.

Что касается профессиональной компетенции самого Медведева, то она уже давно — предмет весёлых шуток со слезами на глазах.


Многозначительное гуканье и угуканье премьер-министра есть предмет неиссякаемого вдохновения всех российских и не только российских юмористов.

Все они сходятся во мнении, что должность поселкового юрисконсульта была бы для Дмитрия Анатольевича абсолютным потолком, да и то лишь в случае согласия председателя колхоза.

При этом мы вовсе не хотим тут сказать, что г-н Медведев — дурак. Вовсе нет! Просто, назначая Соколова министром, он не думал о профессиональной компетенции Соколова. Он думал о более важных вещах — о личной преданности и личной благодарности за назначение.

Точно так же думал и Соколов, назначая Купипродаева авиатором.

И эта система работает, даже с учётом тысяч обманутых пассаажиров и сбежавшего Купипродаева.

Потому что, вместо того, чтобы арестовать Соколова прямо в его рабочем кабинете за лицензию для друга Рашида, Президент Путин пожурил министра и объявил ему «неполное служебное соответствие» в присутствии Медведева.

При этих словах элегантный, загорелый пластмассовый автоответчик в галстуке, как обычно, помалкивал и понимающе комично кивал с серьёзным выражением на премьер-министерской физиономии.


Медведев присутствовал на этом показательном разносе не случайно.

Вся эта схема, которую мы подробно расписываем, понятна Путину до последнего забытого в Задрищенске плачущего пассажира.

И, «сурово карая» плохого Соколова, Путин адресовался не только к нему. И был прав.


Но тут мы опять недоумеваем. Ведь Медведева тоже кто-то назначил на должность, и он не думал о компетенции Медведева. Он думал о более важных вещах — о личной преданности и личной благодарности за назначение.

Путин назначил Медведева, Медведев назначил Соколова, Соколов назначил Купипродаева, а вот бедный Купипродаев никого не назначил. Он оказался крайним в этой цепочке последовательных закритических профессиональных компетентностей.

Поэтому он в самом начале был назван нами как «Рашид Отпущения». И если будет пойман — сядет. Он, кстати, всё это понимал с самого начала. Потому быстро смекнул и сбежал.

Желающие могут самостоятельно, ещё раз проследить логику этого материала и найти в нём изъян. И, как ни в чём ни бывало, купить билет на рейс очередной ВИМ-Авиакомпании. Или путёвку в Тайланд у очередной «Ted Travel» или «Лабиринт».

Их у нас ещё много.

Как и очередных авиаторов Хабибуллиных, у которых дела идут примерно как и у Купипродаева.

Остальным я бы посоветовал летать самолётами Аэрофлота. У них хотя бы остался на эмблеме «Серп и Молот», как память о других принципах принятия решений.


Москва. 27 сентября. сайт - Совладелец компании "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев покинул Россию во вторник, 26 сентября, через аэропорт "Шереметьево", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

"Мурсекаев покинул страну еще во вторник, улетел из "Шереметьево", - сказал собеседник агентства. Он не уточнил, в какую именно страну отправился совладелец обанкротившейся авиакомпании.

Ранее сообщалось, что правоохранительные органы с совладельцем компании "ВИМ-Авиа" Рашидом Мурсекаевым. "С самого утра не можем связаться с Мурсекаевым, его телефоны отключены", - сказал собеседник агентства.

Другой источник не исключил, что Мурсекаев покинул Россию. "По некоторым данным, он из "Внуково" улетел в Турцию, предположительно в Стамбул".

Собственник "ВИМ-Авиа" был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика в среду утром, заявил глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме в среду.

"Вчера телеграммой собственник авиакомпании "ВИМ-Авиа" был приглашен сегодня в 8 часов на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств сегодня произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности в размере 50 млн руб. Собственник авиакомпании на совещание не явился, на телефонные звонки перестал отвечать, также перестал отвечать на звонки секретариат авиакомпании", - сказал он.

"Предполагаю, что его уже нет на территории РФ", - добавил позднее Нерадько, отвечая на вопросы депутатов.

Дело "ВИМ-Авиа"

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" в понедельник, 25 сентября, выполнение всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовала рейсов в российских и зарубежных аэропортах, затронувшая тысячи пассажиров. До конца сезона авиакомпания должна была отправить на курорты и вернуть с них от 50 до 80 тыс. клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тыс. пассажирам.

В минувший понедельник в СКР сообщили "Интерфаксу" о возбуждении по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа".

"Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту "Домодедово", не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше миллиона рублей", - рассказали в СКР.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в свою очередь назвал господдержку авиакомпании, поскольку она "практически прекратила свою работу".

Регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" другие российские авиакомпании, которым компенсируют затраты из бюджета, - это "Уральские авиалинии", i-Fly, Red Wings, Nordstar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия".

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мурсекаева Рашида Мавияевича

Мурсекаев Рашид Мавияевич – российский бизнесмен, владеющий вместе с супругой Светланой компанией «ВИМ-Авиа».

Начало трудового пути

Рашид Мавияевич родом из Барнаула. В столице Алтайского края он появлялся на свет в 1965 году. Начинал свою деятельность в начале 90-х голов прошлого столетия с импорта товаров из азиатских стран.

Впоследствии делал состояние на операциях с акциями оборонных предприятий, занимался инвестиционным бизнесом. Рашиду Мурсекаеву удалось стать главным акционером Дальневосточного морского пароходства, сосредоточив в своих руках 68% ценных бумаг этой компании. Позже он избавился от них, получив 60 миллионов долларов.

По словам предпринимателей, имевших дело с Рашидом Мурсекаевым, он всегда отличался взрывным и непредсказуемым характером. В бизнесе нередко делал ставку на спонтанные решения.

Элитное жилье

По данным представителей СМИ, владелец «ВИМ-Авиа» приобрел роскошную недвижимость на столичном Арбате. В этом районе всегда предпочитали селиться, в числе прочих, солидные предприниматели. В Большом Афанасьевском переулке соседями Рашида Мурсекаева стали многие успешные топ-менеджеры, в частности совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман. Согласно информации риелторов, стоимость квадратного метра в арбатских апартаментах может достигать 45 тысяч долларов.

«ВИМ-Авиа»

Авиакомпания, учрежденная осенью 2002 года, досталась Мурсекаеву «в наследство» от руководителя фирмы «Аэрофрахт» Меркулова. В названии использованы инициалы прежнего владельца, скончавшегося четыре года спустя.

Первый тревожный звоночек для «ВИМ-Авиа» прозвучал в ноябре 2007 года, когда глава Росавиации обвинил компанию в частых задержках рейсов. Ведомство даже подготовило штрафную санкцию для авиаперевозчика в виде ограничения количества чартерных рейсов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Тем не менее, самолеты компании продолжали осуществлять регулярные и чартерные перевозки, хотя жалобы от клиентов время от времени появлялись. Заявлениями возмущенных пассажиров занималась транспортная прокуратура.

Очередная черная полоса для авиакомпании появилась осенью 2017 года. В СМИ стали публиковаться материалы о том, что ситуация с задержками рейсов в «ВИМ-Авиа» приобрела катастрофический масштаб. Стало ясно, что компания столкнулась с очень серьезными трудностями финансового характера.

В Росавиации пришли к выводу, что «ВИМ-Авиа» лишена возможности продолжать свою деятельность, поскольку не имеет средств для закупки топлива. Кроме того, компания задолжала приличные суммы своим партнерам, которые стали предпринимать усилия для ареста лайнеров через суд.

В ситуацию пришлось вмешаться Следственному комитету РФ. Было возбуждено уголовное дело, в рамках расследования которого отрабатывалась версия о крупном мошенничестве.

Проблемы в компании привлекли внимание также президента России. Владимир Путин поручил всем заинтересованным инстанциям оперативно их решить. На следующий день после заявления главы государства правоохранительные органы задержали генерального директора и главного бухгалтера. Со своей стороны, глава российского правительства Дмитрий Медведев распорядился о выделении на реанимацию «ВИМ-Авиа» десятков миллионов рублей.

Владельца компании начали приглашать на беседы в силовые структуры. В СМИ стали появляться материалы о том, что чета Мурсекаевых покинула пределы родины. По предположениям журналистов Рашид Мавияевич вместе с супругой бежал в Турцию.

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

 


Читайте:



Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Вокзал (станция) Прибытие Ожидание Отправление Прибытие, отправление Дистанция Время в пути Санкт-Петербург 07:29:00 0 км...

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлете, интересует многих пассажиров. Мнения непрофессионалов всегда расходятся – кто-то...

Спасение пассажиров "титаника", ставшее отдельной трагедией

Спасение пассажиров

До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв...

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

В 1708г. гетман Иван Мазепа, в надежде на военную поддержку шведского короля Карла XII, пошел на отделении Украины от России и создание...

feed-image RSS