Реклама

Главная - Вьетнам
Архипелаг шпицберген принадлежит. Шпицберген – наша норвежская земля. Российское экономическое присутствие

В Северном Ледовитом океане есть архипелаг, который состоит из 4 больших и более тысячи маленьких островов.

Самый большой из них носит одинаковое с архипелагом название — Шпицберген . Принадлежит он Норвегии и его народ именует его «Свальбард», что переводится как «прохладные берега».

Упоминания о Шпицбергене относят к 12 веку. Сегодня порядка 65 % территории архипелага оберегается законом.

Ранее на территории архипелага жило немного охотников и шахтеров. Сегодня же это пространство стало достаточно оживленным.

Шпицберген — типичный оазис в грозном Заполярье. Его территория покрыта нескончаемыми снегами с наточенными пиками торосов и необъятными полями ледников.

В водах архипелага Шпицберген непрерывно плавают айсберги — истинные холодные горы.

Когда тут начинается полярное лето, то солнце гораздо ярче светит, чем под Москвой либо Парижем, из-за особенной прозрачности и чистоты воздуха.

На территории архипелага расположены 7 государственных парков. Это — заповедная зона Арктики, ее также называют «Макушкой Европы».

Для белых заполярных медведей тут настоящий рай.

Посудите сами, среднее количество народонаселения архипелага — порядка 2500 человек, а вот белых медведей тут насчитывается наиболее 3-х тысяч.

Поэтому когда местные обитатели уходят за пределы собственных поселений, то они непременно берут с собой оружие.

Большинство путешественников, посещающих Шпицберген, приезжают туда, когда властвует полярное лето.

С мая по август температура воздуха составляет порядка 5−7 градусов больше нуля. С пришествием лета организовываются экспедиции пешком по ледникам и равнинам. На северо-востоке Шпицбергена располагается самый большой ледник Европы — Аустфон.

Уникальные естественные данные и специфичный ландшафт делают полуостров очень увлекательным для коммерческого туризма.

Среди местных обитателей есть такое поверие, что любой человек, когда-нибудь попавший в Арктику, заболевает полярной бациллой, которая затем порождает в нем «неизлечимое заболевание» — влюбленность в природу и экзотику северного края.

Множество людей, уставших от напряженной городской жизни и ежедневных хлопот, попадая в эти грозные края, проникаются величием и красой данных мест, обретают новейшие для себя интересы и раскрывают у себя новые, ранее неизвестные способности.

Флора и фауна Архипелага Шпицберген

По весне неброская флора расцветает и превращает Шпицберген в красивейший архипелаг. Стелющаяся по земле карликовая берёза выпускает свои бархатистые молодые побеги. Маленькие кустарники, больше похожие на траву полярной ивы ярко зеленеют весенней листвой. Мхи от зеленого до темно-красного цвета, сине-зеленые лишайники, покрывают скалы фьордов живописным ковром.

Но на архипелаге немало и высших (сосудистых) растений. Их здесь около 170 видов. Фиолетовые камнеломки, полярные маки непривычного желтого цвета, голубые звездочки незабудок и сиреневые гвоздики радуют глаз коротким полярным летом жителей Шпицбергена.

На архипелаге устраивают свои гнездовья и выводят птенцов 36 видов птиц, хотя отмечены здесь более 90 видов. Но постоянно проживает только полярная куропатка. Остальные на долгую полярную зиму улетают на юг.

Млекопитающих, проживающих на Шпицбергене тоже немало.

Это, прежде всего, белый медведь, отстрел которого запрещен, а за его убийство, если это не было обусловлено спасением жизни, назначается огромный штраф.

Здесь же водятся северные олени, песцы. На лежбищах свободно проживают нерпы, гренландские тюлени, морские зайцы, моржи, киты и белухи.

На архипелаге животные живут в своей родной природе, не нарушаемой человеком. Ведь даже чтобы совершить прогулку, турист должен получить разрешение от губернатора и оплатить аренду охотничьего ружья.

Туристы, прибывшие на Шпицберген, могут выбрать походы на 3 — 5 часов с опытным проводником.

А можно отправиться и на несколько дней. Такие услуги предлагают несколько турбюро в Лонгйеарбиене. В стоимость похода включены питание, транспорт, палатки и спальные мешки.

Но если вас не устраивают пешие прогулки, можно совершить круиз на корабле по Шпицбергену.

Судно перевезет вас в Баренцбург или покажет оглушающие своим криком «птичьи базары» на скалистых уступах фьордов и ледников и гору Пирамиду , а может быть и лежащий у ее подножья одноименный город-призрак.

На Шпицбергене можно заказать и конные экскурсии, заполярное сафари, катание на собаках, прогулочные катания на каяках, рыбалка на арендованных лодках или катерах.

С 1975 года с открытием аэропорта в Лонгйире все больше туристов со всего света приезжают на Шпицберген. Зимой самолеты из Тромсе прилетают пять раз в неделю, а летом делают 6−7 рейсов.

Если вы не стеснены в средствах, то можно забронировать в фирме «Хуртигуртен» на июль и август восьмидневный круиз вокруг архипелага с остановками в Баренцбурге, Лонгьире и Ню-Олесунне.

Лонгиербюен — самый туристический поселок на Шпицбергене, так как здесь расположено большинство гостиниц и кемпингов.

Но следует учитывать, что за пользование туалетом, горячей водой в душе, может быть, придется доплатить.

Российскими рублями вы можете расплатиться в пос. Баренцбурге, а в Лонгиере принимают шведские кроны.

И хотя по Пражскому соглашению весь Шпицберген стал безналоговой зоной и некоторые товары дешевле, чем на материке, следует учитывать, что доставка продуктов на заполярный архипелаг весьма дорогостоящая. Поэтому, по возможности, следует палатку и некоторый запас продуктов взять с собой. Да и сам отдых, экскурсии, услуги проводников не эконом-класса.



Кликните по изображению для увеличения

Управление по туризму Шпицбергена советует всем путешествующим по архипелагу иметь ружья или пользоваться услугами местных гидов. Прокат ружья на 4 недели не требует специального разрешения на оружие.

Как добраться до архипелага Шпицберген

В город Лонгьир — столицу Шпицбергена - практически постоянно осуществляются ежедневные авиарейсы из столицы Норвегии — Осло с пересадкой в Трумсё.

Добраться туда можно с помощью авиакомпаний SAS (через Трумсё и прямые рейсы из Осло) и Norwegian (только прямые перелеты из Осло).

Примерное время перелета

  • из Осло составляет — 2 часа 45 минут
  • из Трумсё — 1 час 40 минут.

Получить визу «Шенген» в загранпаспорт или туристический ваучер можно всего за пять рабочих дней, но даже виза не гарантирует, что пограничники не запретят въезд.

Путешествия

Где находится остров Шпицберген. Остров Шпицберген кому принадлежит?

27 апреля 2015

Остров Шпицберген остается для большинства россиян своеобразной «терра инкогнита» - неизведанной землей. Некоторые люди даже затрудняются ответить на вопрос о государственной принадлежности этой территории. Большинство знает лишь, что Шпицберген расположен где-то далеко на севере, за Полярным кругом, а Российская Федерация имеет на него какое-то право.

Стоит ли сравнивать этот остров с Курилами? Мы разъясним данный вопрос ниже. Несмотря на расположение «почти у Северного Полюса», путешествия на Шпицберген достаточно популярны. О том, когда ехать на заполярный клочок суши, где остановиться и что посмотреть, мы расскажем в данной статье.

Где находится остров Шпицберген

Начнем с маленькой поправки. Дело в том, что определение «остров» применительно к Шпицбергену будет некорректным. Это архипелаг. Лежит он всего лишь в полутора часах лета от Северного полюса. А потому типичный ландшафт - бескрайняя снежная пустыня, вечная мерзлота, белые медведи.

Архипелаг, общей площадью шестьдесят одна тысяча квадратных километров, состоит из трех больших островов, семи небольших и большого числа совсем маленьких. По-настоящему обитаем лишь самый большой - Западный Шпицберген (37 673 км 2). Там находится единственный аэропорт и столица края, город Лонгйир.

Кроме него на Западном Шпицбергене имеются поселки: Баренцбург, Ню-Олесунн, Грумант и Пирамида. Два последние сейчас обезлюдели. На других островах (Северо-Восточной Земле, Эдж, Баренца, Белом, Конгсёйа, Вильгельма, Свенскёйа) людей живет не более десятка, да и то только в летний период. Численность населения всего архипелага не превышает трех тысяч человек.

Климат

Остров Шпицберген лежит в Северном Ледовитом океане между 76 и 80-м градусами северной широты и 10°-32° восточной долготы. Однако такое расположение вовсе не означает, что архипелаг - сплошная арктическая пустыня. Благодаря Шпицбергскому течению (ответвлению Гольфстрима) море возле берегов никогда не замерзает. Климат на архипелаге не настолько суров, как в других местах на тех же широтах. Например, средняя температура воздуха в январе здесь всего 11-15 градусов ниже нуля. В июле столбик термометра поднимается лишь до +6 °С.

Туристических сезонов здесь два: начиная с марта и по май приезжают любители зимних забав и желающие приобщиться к суровой заполярной зиме. Они катаются на снегоходах, любуются северным сиянием. С июня по август архипелаг посещает совсем другая публика. Туристы наслаждаются полярным днем, каякингом среди айсбергов, наблюдением за белыми медведями. Есть и такие, которые рассматривают этот архипелаг как перевалочную базу на пути к покорению Северного полюса.

Природа

Норвежцы называют остров Шпицберген Свальбардом, что означает «студеный край». А голландец Баренц назвал архипелаг не по климатическим характеристикам, а по рельефу - «Остроконечные горы». На языке первооткрывателя это звучит как Шпиц-Берген. Наивысшей точкой является пик Ньютон. Он находится на Западном Шпицбергене. Его высота не слишком большая - 1712 метров, однако географическое положение горы превращает ее в покрытую снегом глыбу.

Кстати, ледники покрывают более половины площади всего архипелага. Даже летом можно встретить островки снега. Берега у островов изрезаны, много фьордов. Растительность здесь типично тундровая. Встречается карликовая береза, полярная ива, лишайники и мхи. Наиболее часто встречающийся зверь - белый медведь. Обитают тут также песец и шпицбергенский олень (самый низкорослый из всех северных видов). Птицы в основном прилетают на летний период. На зиму остается лишь полярная куропатка. Зато море вокруг берегов Шпицбергена кишит разнообразной живностью. Тут водятся киты, моржи, белухи, нерпы.

История

Скорее всего, архипелаг был открыт средневековыми викингами. В летописи 1194 года упоминается некий край Свальбард. Примерно с XVII столетия остров Шпицберген стал известен поморам. Те называли его Грумант. Для мира архипелаг открыл голландский мореплаватель Вильгельм Баренц в 1596 году, хотя приблизительно в то же время на картах нашей страны появились острова, названные Святыми Русскими.

Поскольку Баренц описал, что видал в здешних водах огромное количество китов, к берегам устремилось множество рыболовных суден. Вскоре свои претензии на острова стали предъявлять Дания и Великобритания. В 60-х годах восемнадцатого века здесь побывали две научные экспедиции, организованные М. Ломоносовым.

Несмотря на то что русские не построили тут ни одного поселка, некоторые поморы летом приезжали сюда для промысла. Когда животных на архипелаге осталось критически мало, острова были заброшены в течении ста лет. Новый всплеск интереса к Шпицбергену возник на переломе XIX-ХХ веков, когда человечество вознамерилось достигнуть Северного полюса. Свободные от льдов воды и относительно мягкий климат острова использовались арктическими экспедициями. Шпицберген стал основной отправной базой.

Остров Шпицберген: кому принадлежит?

Когда на архипелаге были найдены мощные залежи угля, интерес к затерянным за Полярным кругом островам вновь обострился. Но в 1920 году вопрос о государственной принадлежности земель наконец-то решился миром. В Париже был подписан так называемый Шпицбергенский трактат, согласно которому архипелаг отходил под суверенитет Норвегии. Однако, согласно этому соглашению, все стороны договора (Великобритания, США, Франция, Япония, Швеция, Италия, Нидерланды и позже СССР) сохраняли за собой право разрабатывать полезные ископаемые.

Нужна ли виза для посещения архипелага?

Теоретически нет. Ведь неважно, чей остров Шпицберген, граждане всех вышеперечисленных стран-подписантов могут свободно посещать архипелаг. Однако на практике добраться до Шпицбергена прямиком из России не так то просто. Лишь в сезон туда изредка отправляются чартерные рейсы, а места в самолетах зарезервированы за полярными исследователями или госслужащими. Поэтому туристы вынуждены лететь через Осло (компаниями SAS и «Норвежские авиалинии»). А это требует многократной шенгенской визы для въезда в Норвегию. Можно посетить архипелаг и в ходе роскошного круиза на океанском лайнере «Капитан Хлебников».

Туризм

Власти Норвегии очень быстро переориентировали экономику архипелага в условиях уменьшения поголовья китов и белых медведей и падения цен на уголь. Сейчас главная ставка на экотуризм. Направление новое. Пока что лишь две тысячи туристов ежегодно посещают холодные острова. Не способствуют развитию этой отрасли и цены. Здесь все дорого: от отельного номера (самый простой эконом-вариант обойдется в сто долларов за ночь) до еды. Однако богатых туристов это не останавливает. Подъем к ледникам, морской рафтинг, катание на собачьих упряжках, сбор окаменелостей (их на архипелаге очень много) - все это входит в обязательную программу.

Острова - беспошлинная зона торговли. Благодаря ей население архипелага живет зажиточнее норвежцев на континенте. От трудовых мигрантов защищен остров Шпицберген. Работа на многих шахтах прекращена и они переоборудованы в музеи. Не прекращают выработку угля лишь российские горняки. Хотя эта добыча нерентабельна и находится на дотации государства.

Денежный скандал

В 1993 году Московским двором была отчеканена юбилейная монета «Остров Шпицберген». На ней был изображен белый медведь и карта архипелага. Поскольку на деньгах имелась надпись «Российская Федерация», Норвегия восприняла это как посягательство на ее территорию. Дипломатический скандал был исчерпан лишь тогда, когда эти деньги были изъяты из обращения. Оставшиеся на руках у коллекционеров монеты пользуются высоким спросом.

Архипелаг Шпицберген

(Норвегия)

«Макушкой Европы» нередко именуют этот затерянный в ледяных просторах Арктики гористый архипелаг. Некоторые его острова находятся за восьмидесятым градусом северной широты. Только север Гренландии да канадский остров Элсмир расположены еще ближе к Северному полюсу.

В утреннем тумане морякам, подплывающим с юга к архипелагу, кажется, что из дымки проступают контуры башен средневековых замков. Это темнеют сквозь серую пелену горные пики Шпицбергена, достигающие 1700 метров в высоту.

Но вот корабль подходит ближе, туман рассеивается, и перед вашими глазами открывается панорама прихотливо изрезанных черных скалистых берегов, увенчанных белыми ледниками. Местами ледяные языки спускаются прямо к морю, обрываясь уступами прозрачно-голубого льда. Узкие извилистые заливы расчерчены пенными полосками водопадов. А в глубине самого большого залива - Исфьорда - приветливо светятся яркими красными, зелеными и синими кубиками дома столицы Шпицбергена - поселка Лонгьир.

Больше тысячи островов входит в состав архипелага. Правда, почти все они невелики, только пять из них заслуживают эпитета «крупные». Это Западный Шпицберген, Северо-Восточная земля, остров Эдж, остров Баренца и Земля Принца Карла. По площади Шпицберген больше, чем Швейцария, и мог бы разместить на своих островах две Бельгии.

Издавна у архипелага было несколько названий. Голландцы именовали его Шпицберген, русские - Грумант, норвежцы - Свальбард. Современные журналисты часто называют этот край «Островами туманов». Действительно, Шпицберген - одно из самых «туманных» мест на Земле. Даже знаменитый африканский Берег Скелетов ~ пустыня Намиб и печально известное своими дождями и туманами Берингово море не могут сравниться с ним в этом отношении. Больше 90 дней в году (четверть года!) стоят туманы над островами. А в июне-октябре ежемесячно бывает от 12 до 20 дней с туманами.

Туманы на Шпицбергене такие плотные, что уже в пяти шагах ничего не видно. Приглушаются звуки, искажаются очертания предметов, так что невозможно узнать даже привычную местность. Все постройки и крупные камни покрываются пушистой щеткой инея.

Весной во время тумана здесь можно наблюдать необычное оптическое явление, которое на языке ученых именуется «глория». Низкое полярное солнце отбрасывает на пелену тумана и низкие облака длинные тени предметов, которые окружены радужным контуром. Известный полярный исследователь Амундсен, совершивший вынужденную посадку на самолете во льдах к северу от Шпицбергена, так описывает глорию:

«В стороне от нас, в тумане, я увидел полное отражение нашей машины, окруженное ореолом всех цветов радуги. Зрелище изумительное, красивое и своеобразное».

С борта теплохода, идущего к Шпицбергену, уже издалека можно разглядеть причудливо зазубренные остроконечные вершины гор, за которые ему и дали такое название (Шпицберген - по-голландски «Острые горы»). Имя это присвоил архипелагу открывший его в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц. Правда, справедливости ради, надо сказать, что русские поморы еще за два века до голландца хаживали на своих лодьях к холодному Груманту (так называли они архипелаг).

Однажды четверо русских зверобоев, высадившись здесь для охоты, наутро не обнаружили своего судна, раздавленного льдами. Российские робинзоны прожили на Шпицбергене целых шесть лет, прежде чем были спасены случайно зашедшим на острова другим русским судном.

После Баренца на архипелаге побывало немало знаменитых мореплавателей и исследователей. Гудзон и Чичагов, Норденшельд и Нансен, Амундсен и Русанов прокладывали здесь свои маршруты. Но главный вклад в изучение Шпицбергена, бесспорно, был сделан смелыми поморами, в течение пяти веков осваивавшими суровые острова. До сих пор на карте архипелага можно найти и Русские острова и бухту Русскую, гору адмирала Макарова и мыс Ермака, долину Русанова и бухту Соловецкую.

Уникальность природы Шпицбергена определяется тем, что к его западному побережью подходит одна из ветвей теплого Северо-Атлантического течения - продолжения Гольфстрима. Нагретые воды по фьордам проникают далеко в глубь островов и согревают их. В феврале мороз здесь не превышает пятнадцати градусов, а средняя годовая температура на островах - шесть градусов выше нуля. (И это на восьмидесятой широте!)

Поэтому побережье островов летом покрывает зеленый ковер тундры, пестреющей яркими цветами. Пурпурные камнеломки, желтые полярные маки, голубые незабудки и лиловые гвоздики радуют долгим полярным днем глаз жителей Логьира и других шпицбергенских поселков: Баренцбурга, Пирамиды, Ню-Олесунна, Лонгиербюена и Свеагрувы. А снежные поля на склонах в это время местами окрашиваются в розовый цвет - из-за появления на них микроскопических водорослей.

Широкие долины, уходящие высоко в горы, заполнены здесь ледниками. Их безмолвные грязно-белые реки медленно (обычно со скоростью метр в сутки, не больше) движутся к морю. На месте впадения ледников во фьорды лед сползает в воду и отламывается. Так образуются айсберги. В некоторых Долинах, там, где ледники заканчиваются, не дойдя до берега, из-под них текут короткие, но бурные речки, самая длинная из которых всего 48 километров. Зимой все они промерзают до дна.

Источенные ледниками горные вершины островов принимают самые фантастические формы. Так, гора Скансен напоминает старинную крепость, гора Темпель - древнеиндийский храм, а гора Пирамида похожа на штабель гигантских аккуратно сложенных тюков сена. Самая знаменитая гора - Тре Крунер - имеет три вершины. Их названия: Свеа, Нора и Дана - символизируют братство трех скандинавских стран - Швеции, Норвегии и Дании. Усеченные пирамидальные контуры трех вершин расцвечены четкими горизонтальными полосами желтых известняков и красных песчаников.

Древние скандинавские легенды представляли Шпицберген мрачной страной холода, мрака, снега и льда. Викинги считали, что это самый негостеприимный край на свете. Но это несправедливо. По сравнению с другими арктическими островами, например, Элсмиром или Северной Землей и Землей Франца-Иосифа, Шпицберген выглядит настоящим оазисом в ледяной полярной пустыне. Его населяют три тысячи человек, по большей части ученых-исследователей Севера и, как ни странно, шахтеров. Залежи угля образовались тут сотни миллионов лет назад, когда Шпицберген составлял одно целое с Европой и климат его был несравненно теплее, чем ныне. Теперь российские горняки по договоренности с норвежцами занимаются здесь добычей угля.

Но жизнь на островах можно встретить не только в людских поселениях. Тут водятся северные олени и песцы, юркие грызуны-лемминги и белые куропатки. Над долинами бесшумно кружит полярная сова, а на лето сюда прилетают тысячи перелетных птиц: уток, гусей и лебедей.

Больше всего шума и плеска на побережье. С теплым течением приходят к острову стаи трески и сельди, палтуса и пикши, а за ними приплывают тюлени: гренландский и морской заяц. На галечных пляжах под скалами устраивают свои лежбища клыкастые моржи, а в открытом море нередко можно увидеть фонтаны китов. Последних в водах Шпицбергена немало и до сих пор, хотя китобойные флотилии охотились в этих местах со времен Баренца и Гудзона. Больше всего белух и касаток, но встречается и знаменитый единорог-нарвал. Голова этого кита заканчивается острым двухметровым костяным наростом, похожим на рог. Говорят, что у Ивана Грозного был посох из красивого, витого рога нарвала (видимо, привезенного русскими поморами с Груманта). Приходит на острова и главный охотник за тюленями - белый медведь. Самый крупный хищник полярного бассейна теперь находится под охраной закона и совсем не боится человека. Порой встречи с ним заканчиваются печально для полярников, особенно на дальних островах.

И случается, что в Баренцбург или Лонгьир от работающих где-нибудь на островах Принца Карла исследователей летят отчаянные радиограммы вроде следующей: «Срочно высылайте вертолет для эвакуации. Окружены девятью голодными медведями. Не рискуем выходить из домика».

Прижился на архипелаге и завезенный сюда в 1920-е годы из Гренландии овцебык. Стадо этих могучих приземистых копытных, покрытых густой и длинной, до земли, шерстью, заметно выросло за последние годы, благо на Шпицбергене нет их главных врагов - волков. В суровые зимы самки овцебыков прячут маленьких детенышей у себя под брюхом, где в любую пургу тепло и уютно в пологе из шерсти. Сейчас овцебыков на Шпицбергене больше сотни, а ведь вначале было всего 17.

Украшение Шпицбергена - его замечательные птичьи базары. На крохотных уступах отвесных скал, обрывающихся к морю, галдят и суетятся десятки тысяч чаек-моевок, кайр, чистиков, глупышей, тупиков и бакланов. А над скалами парят хищные чайки-бургомистры, высматривая добычу.

Рыбы в море хватает и тюленям, и чайкам, тем более что у западного берега даже зимой под действием теплого течения граница плавучих льдов образует глубокий изгиб, как бы залив с ледяными берегами, обращенный на север. В старину его называли Бухтой Китоловов, так как именно здесь был центр китобойного промысла. В иные зимы у западного побережья льда нет совсем, а Исфьорд покрывается ледяным покровом лишь на месяц-полтора.

Однако Север есть Север, и с октября по февраль над Шпицбергеном царствует полярная ночь. Тем не менее архипелаг не становится в это время «страной вечного мрака». В ясную погоду его освещает луна.

Как писал великий полярник Фритьоф Нансен, «взамен солнца остается восхитительнейшее сияние луны: она день и ночь кружит по небосводу…» . Лунный свет отражается мириадами снежных и ледяных кристаллов и позволяет не только свободно передвигаться без фонаря, но и различать дальние горы. Особенно светло бывает в полнолуние.

А в декабре-январе в морозную погоду на небе полыхают полярные сияния. На фоне пламенеющего неба возникают световые узоры самого фантастического вида, непрерывно меняющие свою форму и цвет. Можно часами стоять, забыв надеть шапку, на трескучем морозе, не в силах отвести глаза от удивительной игры красок в холодном небе. Слова бессильны описать это поистине грандиозное зрелище. Как жаль, что в это время на островах не бывает туристов! Из-за одной только возможности полюбоваться небесными сполохами стоило бы приехать зимой на Шпицберген.

Мне не раз доводилось общаться с людьми, побывавшими на этом далеком архипелаге. И все они не могли забыть его суровой красоты, ослепительно белых горных пиков и синей глади фьордов, оглушительного гомона птичьих базаров и скромного очарования тундровых цветов, зеленовато-прозрачных стен прибрежных ледниковых обрывов и красок северного сияния…

И когда зимовщики, возвращаясь на родную землю, отплывают от берега, то с борта теплохода они по традиции бросают в воду старые сапоги - в знак того, что когда-нибудь вернутся на эту студеную, но прекрасную землю.

Из книги Рекорды в мире природы автора Ляхова Кристина Александровна

Западный Шпицберген Один из самых крупных ледников на планете находится на территории Норвегии, на архипелаге Шпицберген, расположенном в Северном Ледовитом океане, на расстоянии не более 600 км от северного побережья указанной страны. Архипелаг состоит из 5 больших

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШП) автора БСЭ

Из книги Стокгольм. Путеводитель автора Кремер Биргит

**АРХИПЕЛАГ ШЕРГОРДЕН Стокгольмский пояс шхер протянулся на 150 км вдоль побережья и вдается в Балтийское море на 70 км. Количество островов, большинство из которых необитаемо, по различным оценкам колеблется от 24 до 30 тысяч. Только 6000 человек живут здесь постоянно. Но летом,

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Загадочный архипелаг Шпицберген У современных ученых имеются сведения о том, что первооткрывателями архипелага Шпицберген были викинги. Именно они назвали обнаруженную землю Свальбард, что в переводе означает «холодный берег». До сих пор так именуют его и

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

Шпицберген Архипелаг Шпицберген, хотя немалая его часть и покрыта ледниками, считается подлинным эльдорадо для геологов. Везде, где нет льда, матушка Земля предстает здесь без прикрас, облаченная лишь в снежный покров. В летнюю пору, когда солнце, не заходя за горизонт,

Четыреста лет назад там бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, там был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах.

Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов. Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань — китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин.

Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт определенно повлиял на их образ жизни.

Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, европейцы стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения. Интересно, что Московскому государству было крайне невыгодно распространение ворвани в Европе, которая была одним из главных экспортеров воска.


Завод по плавке китового жира на Шпицбергене / Корнелис де Ман

Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии. А началось все с Виллема Баренца, обнаружившим летом 1596 года в арктических водах скалистый берег и назвавшим его Шпицберген («острые горы»).

Тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард, и вот почему.

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир во второй половине XVI века получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление.

В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину, без трагически погибшего Виллема Баренца, участники экспедиции нашли инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направилась первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, коьорый работал тогда на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию.

А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль. Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправила первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля потерпели катастрофу.

Но английские «москвичи» не сдались, и уже в следующем году была организована новая экспедиция к Шпицбергену. И там британских моряков ждал сюрприз: в акватории архипелага они встретили голландское и французское китобойные судна.

В 1613 году Muscovy Company решила покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген.

Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского.

О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который считал, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард.

В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники о том, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»). В XX веке исследователи поставили под сомнение этот факт.

Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предложили монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отверг предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высадились 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправили норвежцев восвояси.

К тому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек.

Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию на промысел. После того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы. Ну, а потом киты закончились, а вместе с ними испарились и англичане с голландцами.

Архипелаг пришел в запустение. А что поморы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Мореходы Русского Севера были всегда рядом. Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда находился русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков, так как китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все.

В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости». Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества.

Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Китобойное судно, Шпицберген, 1905

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против.

Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «Архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили Россию из борьбы за обладание островами. Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном.

9 февраля 1920 года в Париже Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат, передававший Норвегии управление архипелагом.

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения России к соглашению: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

В 1935 году этой возможностью воспользовался уже СССР, официально присоединившийся к Парижскому договору. В настоящий момент участниками договора являются более 50 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Население архипелага - приблизительно 2600 человек, большая часть из которых — норвежцы и 500 человек — русские. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма. В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

Использованы материалы сайта

Российская часть Шпицбергена — территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата, после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического местонахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить хорошей базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан - геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, котрый организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.

 


Читайте:



Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Что нужно знать перед тем, как путешествовать поездом Череповец – Адлер

Вокзал (станция) Прибытие Ожидание Отправление Прибытие, отправление Дистанция Время в пути Санкт-Петербург 07:29:00 0 км...

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Как взлетает и летает самолет Взлётная скорость самолёта

Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлете, интересует многих пассажиров. Мнения непрофессионалов всегда расходятся – кто-то...

Спасение пассажиров "титаника", ставшее отдельной трагедией

Спасение пассажиров

До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв...

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

Батуринская трагедия - взятие батурина История батуринской

В 1708г. гетман Иван Мазепа, в надежде на военную поддержку шведского короля Карла XII, пошел на отделении Украины от России и создание...

feed-image RSS