Реклама

Главная - Вьетнам
Ростральные колонны - символ морских побед. Какие статуи на стрелке Васильевского острова считаются аллегориями? Аллегории статуй морских божеств на стрелке васильевского

О дним из самых важных проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание ансамбля стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Портал «Культура.РФ» вспоминает наиболее интересные факты о строительстве и украшении стрелки.

Фотография: Андрей Кекяляйнен / фотобанк «Лори»

Биржа Джакомо Кваренги . История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание работы Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была Биржа. В 1730-х ее построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Возведение новой Биржи поручили Джакомо Кваренги. Он спланировал постройку овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых успели возвести цоколь и стены, на этом процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая Биржа категорически не нравилась. Главной претензией было то, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагали внести в постройку изменения, но тот не хотел потакать «грубым вкусам».

Кофе как источник вдохновения . В 1805 году новый проект здания Биржи поручили разработать Жану Франсуа Тома де Томону. До этого архитектор не строил ничего столь монументального, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Васильевского . По легенде, Тома де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Его жена накрывала на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними - кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил перед собой всю геометрию будущей площади со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по сторонам.

«Плагиатор» Тома де Томон . Вдохновляли Тома де Томона его же альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время путешествия в Италию. Также Тома де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени - господство классицизма , пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому оно было поднято на мощный стилобат - постамент. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильнейшего наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от разлива Невы, вода дошла практически до уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.

Детище Кваренги - на кирпичи . Проект Биржи Тома де Томона не предусматривал сохранение старого здания. Архитектор предлагал полностью снести его, а строительный мусор использовать для насыпи набережной. Маститый архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в бешенство, когда узнал об этом. Чтобы примирить зодчих, граф Александр Строганов - руководитель Академии художеств - предложил провести торги. Он рассчитывал, что кто-то захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую Биржу разобрали. При этом удалось сохранить два миллиона кирпичей, которые использовали при строительстве нового здания.

Петербургский Парфенон . Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, подобное памятнику античной архитектуры - главному храму Акрополя Парфенону. Свою величественную Биржу Тома де Томон развернул фасадом к Неве. Прямоугольное здание опоясывала колоннада из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занял огромный главный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции» .

Строительство стрелки . Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова . Мыс полностью «переоборудовали». Перед Биржей появилась полукруглая площадь, к береговой линии мыса досыпали грунт, а на нем устроили полукруглый выступ. Стрелку оформили гранитными спусками к Неве, их украшали большие каменные шары. По легенде, мастер-каменотес Самсон Суханов, который участвовал в декорировании всего архитектурного ансамбля, вырубил их на глаз.

Ростральные колонны - маяки или памятники морской славы . Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Свое название они получили из-за того, что на них расположены декоративные изображения носовых частей корабля - «рострумы». Такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны задумывались как маяки - в чашу на вершине должны были наливать смолу и поджигать ее, что указывало путь кораблям, идущим в торговый порт. Однако, возможно, ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным памятником, в котором факел горел только по праздникам.

Скульптурное оформление ансамбля . Первоначально создавать скульптуры для архитектурного ансамбля пригласили Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В итоге декорировали Биржу менее известные мастера, чьи имена остались неизвестны. Над главным входом здания разместилась скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде - «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурным оформлением соседних ростральных колонн занимались Жозеф Камберлен и Жак Тибо - они выполнили четыре аллегорические фигуры русских рек -

Фото -

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.

В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.

Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.

(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)

Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".

([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)

(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)

(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)

(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)

(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)

(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.

Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)

(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)

(по материала СМИ, Mary)

(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)

На стрелке Васильевского острова находятся 4 статуи.

Эти четыре статуи символизируют 4 реки. Правильный ответ на ваш вопрос - D) рек. Именно реки являются аллегориями этих скульптур. Однозначного ответа все же нет, потому что есть разные мнения что символизируют данные скульптуры, но большинство специалистов-искусствоведов склоняются к тому, что скульптуры символизируют реки: Волгу, Днепр, Волхов и Неву - это статуи морских божеств.

Увидеть скульптуры вы можете на Васильевском острове в городе Санкт-Петербург.

Находятся статуи на стрелке Васильевского острова, а стрелка находится в восточной оконечности острова в Питере. Васильевский остров начал застраиваться еще во время Петра Первого, Петр Первый в 1719-1721 годах создал свой архитектурный проект, который мы наблюдаем по сей день. В 1805-1810 годах на острове было построено здание Биржи, архитектор здания Тома-де-Томон. Перед здание биржи Тома-де-Томон расположил две колонны, а у их подрожия расположил морских божеств, эти четыре статуи.

В 2008 году разразился скандал. Один из застройщиков решил построить высотные здания, на что местные жители заявили, что это изменит облик города и архитектура будет искажена, на что застройщик дал отказ.

Если вам интересно то можем поговорить о реках, которые символизируют статуи:

Исток реки - Тверская область, устье - Каспийское море. Река имеет длину 3.530 километров. Река протекает по территории России и немного захватывает Казахстан. Река является самой длинной в Европе.

Исток реки - Смоленская область, устье - Херсонская область. Река имеет длину 2201 километр. Днепр имеет самое длинное русло на территории Украины.

Исток реки - город Ильмень, устье - Ладожское озеро в городе Новая Ладога. Река имеет длину 224 километра. Волхов - единственная река, которая вытекает из Ильменя.

Исток реки - Ладожское озеро, устье - Невская губа. Река имеет длину 74 километра. Нева протекает по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И является единственной рекой вытекающей из Ладожского озера.





Читайте так же полезные ответы.

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Подробности Категория: статьи Опубликовано: 05 сентября 2017 Просмотров: 915

Морские кони – гиппокампы

#Гулякин #ПетербургскиеБродилки #Петербурготерапия

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу. И темой нашей прогулки будут скульптурные изображения коней, но не простых, а морских!

Как всегда, я прошу разместить Ваши замечание и вопросы в группу ВКонтакте "Петербургские бродилки - Гуляем с Гулякиным" (https://vk.com/gul_c_gul) или прислать мне по электронной почте "Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ". С уважением, Валерий Гулякин.

Морские коньки и памятник Василию Корчмину

(7-ая линия ВО, д.34)

Забавные рыбки - морские коньки, похожие на коней, не могли не привлечь внимание людей. И конечно они дали толчок для полёта человеческой фантазии, создавшей мифических морских коней.

Мы начинаем наше путешествие с Васильевского острова. На первый взгляд, выбор памятника для начала нашей прогулки может вызвать у вас вопрос: «А при чём здесь кони?». Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что кони на памятнике есть, да не простые – морские.

Забавные морские коньки сплелись хвостами на лафете пушки памятника Василию Корчмину на 7-ой линии Васильевского острова (д.34). Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Скульпторы Г.Лукьянов и С.Сергеев создали образ весёлого молодого бомбардира, восседающего на пушечном стволе. Взгляд лихого вояки устремлен вперед – в светлое будущее Великой страны.

Лафет орудия декорирован не только морскими коньками, но и головой льва с кольцом в пасти. Такими же архитектурными образами украшена Стрелка Васильевского острова.

По одной из городских легенд именно благодаря В.Д.Кормчину появилось название острова – Васильевский.

В.Д. Корчмин, был хорошим царским инженером, знатоком фортификации, начал создавать боевые ракеты и огнеметы.

А в тот период, когда строилась Петропавловская крепость, поручик В. Корчмин командовал артиллерийской батареей, расположенной для обеспечения безопасности города на стрелке Васильевского острова. И царь, отправляя приказы и депеши Василию Дмитриевичу, на месте адреса писал так: «К Василью на остров».

Легенда гласит, что именно тогда за островом закрепилось известное название. (Хотя историки приписывают образование этнонима в честь новгородского наместника Василия Селезня, казненного Иваном Грозным. Но это историческое предание не прижилось в народе.)

Артиллерийская батарея Василия Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, куда мы с вами сейчас и отправимся в поисках морских коней.

Морские кони – гиппокампы на Ростральных колоннах

(Стрелка ВО)

Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, когда Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. В южном пакгаузе в настоящее время и располагается Зоологический музей. В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Вантовый мост и башня Газпрома окончательно уничтожают исторический образ Санкт-Петербурга.

А факелы, которые в те давние времена зажигались на Ростральных колоннах каждую ночь и днём в плохую погоду, ныне зажигаются всего на несколько часов по особым праздникам. Но, слава Богу, их всё-таки не снесли, а ведь могли, сколько бы земли освободилось под элитные жилые дома…

Но, не будем о грустном. Лучше полюбуемся Ростральными колоннами и особое внимание обратим на Ростры, которыми они украшены.

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение мощи и величия Российского морского флота отсылает нас к древнеримскому обычаю украшать колонны в честь побед рострами (носами) захваченных вражеских кораблей.

Над проектом ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. Распростертая под бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи. В Санкт-Петербурге их можно посмотреть в Центральном Военно-Морском музее, который долгое время располагался в здании Биржи, а сейчас размещён в Крюковых казармах Лейб-гвардии Морского Экипажа в Коломне (площадь Труда, дом 5).

А мы с вами посмотри на одно из необычных изображений коней – носовые корабельные фигуры, изображающие конские головы, размещённые на рострах Ростральных колонн.

Кстати, мне кажется, что эти фигуры очень напоминают фигурки шахматных коней.

Но, о шахматах мы поговорим в другой раз, а сейчас найдите еще одно изображение коней на ростральных колоннах. Оно не такое заметное как носовые корабельные фигуры, но, если присмотреться внимательнее, то мы обязательно увидим еще одно необычное изображение коней на барельефе. Это не просто кони, это морские кони с рыбьими хвостами и плавниками вместо копыт на передних ногах. В Древней Греции этим морским коням дали имя – гиппокампы.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи

на Стрелке Васильевского острова

Гиппокампы были не просто морскими конями - они были конями самого бога морей Посейдона (Нептуна). Запряженные в огромную ракушку, которая лужила каретой богу морей, они возили Посейдона не только в глубинах моря, но и мчали его по волнам океана, и, даже, могли подниматься в воздух и лететь со своим седаком по небу. Такая четверка морских коней, везущих Посейдона, изображены в скульптурной композиции на здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Над главным входом со стороны Невы помещена композиция «Нептун с двумя реками». Существует предположение, что эти две реки – Нева и Волхов. Автор этой скульптурной композиции неизвестен, хотя в краеведческой литературе авторами часто указывают Ф.Ф.Щедрина и И.П.Прокофьева, однако известно, что они запросили слишком высокую цену за свою работу. Этот заказ был выставлен на торги, но имена тех, кто именно выиграл торги и выполнил скульптурные группы для Биржи, остались для истории неизвестными.

Если вы захотите посмотреть на эти скульптуры с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи в Мини-городе

(Александровский парк)

Если вы захотите посмотреть на скульптурную группу на здании Биржи с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектурно-познавательный туристский центр Мини-город открылся 15 июня 2011 года в южной части Александровского парка.

Макеты расположены на импровизированной карте Санкт-Петербурга, водная гладь изображена темным гранитом, суша – светлым. Автор выполненных из гранита и бронзы уменьшенных знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – скульптор Александр Таратынов.

Морские кони – гиппокампы на мозаике в вестибюле

станции метро Адмиралтейская

Эта же скульптурная композиция на здании Биржи послужила прообразом для мозаики «Бог морей Посейдон» в вестибюле станции метро «Адмиралтейская».

Морские кони – гиппокампы у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, 83)

В сентябре 2009 года открыли фонтан "Морской конь" у здания Администрации Приморского района, улица Савушкина, 83.

Большая квадратная чаша фонтана украшена скульптурой морского крылатого коня, работа отца и сына Каминкеров. Конь изготовлен из различных видов местного гранита и выглядит весьма оригинально, потому что в его образе соединились тотемные животные трех народностей: голова коня, хвост рыбы и крылья утки. Конь был священным животным для славян, рыба особо почиталась викингами, а утка была тотемной для финнов. Три стихии, трое животных, неотесанные гранитные камни - все это создает особенную атмосферу.

Это, по-моему, самый молодой морской конь – фонтан в Санкт-Петербурге. Конечно – же без гиппокампов невозможно представить себе столицу фонтанов – Петродворец. Я хочу обратить ваше внимание на Верхний парк, который часто остаётся вне зоны туристического осмотра. А посмотрите, какие великолепные всадники на морских конях гарцуют в струях вод в фонтане «Нептун» Верхнего парка.

Морские кони – гиппокампы фонтана «Нептун»

в Верхнем парке Петродворца

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.

После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). Авторы Георг Швайгер и золотокузнец Христоф Риттер. Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt) в 1688-1694 годах. Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе. В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.

Безусловно, это не первое изображение морских коней в Санкт-Петербурге. В поиске самых ранних изображений гиппокампов мы с вами отправляемся в Летний сад.

Морские кони – гиппокампы

на барельефах Летнего дворца Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. В 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец.

Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом".В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.

Летний дворец Петра I - двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра I ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому архитектору - скульптору Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов говорит, что мастеров было несколько.

Крайний слева барельеф южного фасада изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия. Колесницу-ракушку с героями сюжета морские кони уносят в Тартар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине.

Ещё один барельеф южного фасада - Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, изображены бог морей Посейдон и его супруга Афродита.

На северном фасаде: Нереида (морское божество) на морском коне.

А на восточном фасаде верхом на морском коне скачет Амур.

А вот на северном фасаде на крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Андромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

Морские кони – гиппокампы

на фасаде дома (Фонарный пер., 18)

Но совсем не обязательно, что бы все барельефы в Санкт-Петербурге несли в себе аллегории. Например, на барельефе, расположенном на фасаде доходного дома В.Н.Лихачёва целая кавалькада Купидонов весело проносится по волнам Невы просто так, для красоты.

Морские кони – гиппокампы

на часах Арки Главного штаба

Каких только морских коней не встретишь на улицах Санкт-Петербурга. На часах под Аркой Главного штаба, установленных со стороны Большой Морской улицы (д.2) морские кони крылатые.

История этих часов началась тогда, когда при проведении электрического кабеля от Главной палаты к Зимнему дворцу, Д.И.Менделеев принял решение сделать подводку и к зданию Министерства финансов. Первоначально Д.И.Менделеев планировал поместить часы размером не более метра в одном из окон здания Министерства Финансов (как это практиковалось еще в 1838 г. в Главном штабе). Это позволяло бы контролировать температурный режим помещения часов, обеспечивало свободный доступ к ним для корректировки и гарантировало бы их точный и стабильный ход.

В 1905 г. был реализован более дорогостоящий проект Министерства финансов. Механизм часов был изготовлен Августом Эриксоном, архитектурные детали, систему подвешивания, устройство лаза для поправок разработал архитектор Министерства финансов. Д.И.Менделеев подчеркивал, что в случае подвешивания часов, Главная палата берет на себя ответственность "за время, но не за архитектурные приспособления".

Так впервые в истории Санкт-Петербурга под аркой Главного штаба на значительной высоте были установлены уличные электрические часы с двумя двухметровыми циферблатами системы Грау-Вагнера.

Морские кони – гиппокампы

на фонарях моста Ломоносова

Мост Ломоносова через Фонтанку был построен в 1785-1788 годах. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Автор проекта точно не известен, но большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. В 1912-1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков. Интересно, что это не просто морские коньки – а морские единороги!

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

на барельефе дома Боровая улица, 18/Волоколамский переулок, 1

Не хочу утомлять вас перечислением всех адресов Санкт-Петербурга, где можно увидеть гиппокампов. Например, на углу Боровой улицы и Волоколамского переулка в 1913 году был возведён доходный дом А.В.Елисеева и Г.М.Фёдорова. Высоко на фасаде семиэтажного дома со стороны Волоколамского переулка над окнами пятого этажа размещено шесть одинаковых рельефных изображений крылатого морского коня с копытами в виде листьев, мощным плавником и длинным, завитым в три кольца, чешуйчатым хвостом.

Крылатые морские кони – гиппокампы

на доме 87/89 Большого проспекта ВО

А на Большом проспекте Васильевского острова, дом 87/89, крылатые морские кони работают атлантами, поддерживая, нет, не небо, а балкон. Каждый балкон поддерживают по четыре морских коня, восседающих на массивных прямоугольных столбах-пилонах, высотой в два этажа. У этих гиппокампов голова и шея настоящей лошади, короткие драконьи лапы, мощные лебединые крылья и небольшой рыбий хвост. Восемь морских коней были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж.Я.Меллуп, Н.С.Кочукова и И.А.Венковой. Это единственное, известное мне, подобное изображение на «сталинском» доме. Ведь эти дома были построены после войны в 1956 году.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Благовещенского моста

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе. В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом. Строительные работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что, когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов. Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова. Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Аничкова моста

Аничков мост - один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. О них мы обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас обратим внимание на решётки моста.

В начале XVIII века Санкт-Петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста.

Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Мост неоднократно перестраивался. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

А теперь обратите особое внимание на русалок. Ведь у них кроме женского тела и рыбьего хвоста есть еще и ножки с копытцами. Этакие морские подводные кентавры. Кстати, их тоже зовут гиппокампами!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

 


Читайте:



Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Старый город. Гамбург. Озеро Alster. Старый город Озеро в центре гамбурга

Настоящей гордостью жителей города Гамбурга считается искусственное, но очень живописное озеро Альстер, окруженное красивым парком, где установлены...

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан, город Кокшетау: население

Казахстан Область Городская администрация Аким Маржикпаев Ермек Боранбаевич История и география Основан 1824 Прежние названия...

Местонахождение, жизнь заключенных

Местонахождение, жизнь заключенных

Колония «Полярная сова» - этоисправительное учреждение особого режима. Здесь отбывают свой срок серийные убийцы, государственные преступники,...

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Международный аэропорт рас-аль-хайма

Один из самых современных аэропортов в Объединенных Арабских Эмиратах - международный аэропорт Рас-эль-Хайма. Он расположен всего в получасе езды...

feed-image RSS